«Бабкин оклад» Марины Вишневецкой

«Бабкин оклад» Марины Вишневецкой

В 2011 году этот рассказ вошёл в лонг-лист литературной премии имени Юрия Казакова. Тогда жюри, как мне показалось, сделало ставку на печальные или жалостливые истории, к коим, помимо «Бабкиного оклада», можно смело отнести «Мысль нельзя» Ксении Букша, «Будничный анекдот» Евгения Алёхина и т.д.

Главная героиня рассказа Марины Вишневецкой – никому не нужная бабулька, не перестающая чувствовать себя одинокой, даже взяв на подселение молодую девчонку. Ширма, разделяющая представительниц двух разных поколений, вполне сравнима с каменной стеной: жиличка словно не замечает хозяйку, пребывая в своём собственном мирке и не вылезая из наушников, а старушка не рискует ей навязываться, мучая себя домыслами относительно порядочности молодухи.
От страницы к странице всё отчётливее попахивает эгоизмом, однако делать поспешные выводы, кто есть кто, опрометчиво. Лидия Борисовна, вроде бы желая – как ей самой, в силу возраста, кажется – личного счастья Кате, заподазривает девушку в воровстве. Катя же, совершенно не интересуясь жизнью Лидии Борисовны и не удосуживаясь перекинуться с бабулькой хоть парой слов когда-нибудь, оказывается не только чистой на руку, но и в меру щедрой. Правда, пенсионерке от всего этого легче не становится, и, расставшись с жиличкой, она ещё пуще прежнего зацикливается на своём одиночестве. «Ещё не хватало по этой Кате заплакать!»
Сам же по себе рассказ, зиждясь на мотиве обречённости, очень хорош в стилистическом плане. Читать его, на мой взгляд, сплошное удовольствие, несмотря даже на ряд эпизодов, поначалу не особо понятных. Вишневецкая умело орудует чувствами персонажей и сознанием читателей, нарочито не раскрывая всех карт даже по окончании игры.

Степан РАТНИКОВ.

Комментарии:

Добавить комментарий