«Час волка»: свихнуться на прошлом

кино

Если человек не желает забывать мрачное прошлое, то светлое будущее он не построит, куда бы ни бежал и во что бы ни погружался. Ещё и других за собой на дно потянет. История героя одного из самых – одновременно – психологических, абсурдистских и сюрреалистических фильмов Ингмара Бергмана наглядно это подтверждает. Художник Йохан, которого играет Макс фон Сюдов, сбегает от собственных страхов на этакий островок надежды – в аскетичную хибарку, одиноко стоящую на пригорке тихого леса. Вместе с ним в добровольную ссылку отправляется и Альма (Лив Ульман), во всём поддерживающая далеко не идеального, но любимого мужчину. Это тот самый случай, когда человек до конца несёт взваленный на себя крест, прогибаясь под его тяжестью, но ни в какую не сдаваясь.

Йохан боится темноты, поэтому подолгу не спит. Боится людей, с которыми почти не разговаривает, в том числе и с Альмой, узнающей о безнадёжно замусоренной черепной коробке мужа лишь из его дневника. Йохан боится вообще любых вторжений в свой сложившийся незамысловатый мирок, где есть место только его тайнам и творческим замыслам, которые он порою так и не решается воплотить в явь или же не доводит до ума.
И не без веских причин, кстати. Ведь окружающие только и ждут повода, чтобы втоптать легкоранимого творца в грязь, ограничиваясь разве что использованием его труда, но не тужась понять, сколько у того уходит времени, сил и эмоций. Супруга же, всячески опекающая и старающаяся уберечь свихнувшегося сожителя от любых нападок, ещё больше его раздражает, потому что никто, даже сам Йохан, не знает, как и зачем ему жить дальше.
Потому-то он и пытается избавиться от всего сразу: от сломавшего его прошлого, от не радующего его настоящего и от бессмысленного будущего. Но все эти попытки донельзя жалки и трусливы, будь то расправа над мальчишкой на рыбалке или же пуля, пущенная в собственную жену, которая «виновна» лишь в том, что не смогла заменить бывшую и, пожив в аду, сама превратилась в психически ненормальную.
«Час волка» (1968 г.) местами не только пугает, но и вызывает отвращение. Настолько отлично играют актёры и настолько специфичен сценарий. И всё же главнейшее, на мой взгляд, достоинство картины – превосходная операторская работа дважды оскароносного Свена Нюквиста, получившего свои статуэтки в 1974 и 1984 годах – за съёмку фильмов всё того же Ингмара Бергмана.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать