«Гекуба во мраке ночи» Эдуардо Мальеа

Незатейливое и тягучее, как желе, произведение из вышедшей в 1981 году антологии «Аргентинские рассказы» (составитель – Элла Брагинская) поражает беспощадной жизненностью сюжета и бессмысленностью нашего бытия в целом. Долгие годы главная героиня не только хранит целомудрие и не обращает ни малейшего внимания на мужчин, но и в привычных многим удовольствиях самой себе отказывает. Гекубу ничто не радует и даже, кажется, не интересует ни на йоту. Общество для неё порочно, а нравы – низменны.

Растопить сердце главной героини не может никто. Разве что – слегка тронуть. Этим уникумом оказывается Элисео, терпеливо, но ненавязчиво ухаживающий за Гекубой, которая в итоге сдаётся. Сдаётся, чтобы стать женой раз и навсегда. Более достойных кандидатов ей всё равно не попадалось и вряд ли попадётся. С Элисео она, по собственным размышлениям, должна провести не слишком яркую, но по-хорошему предсказуемую и тихую жизнь, где не будет места пошлости и подлости.
Отказ от красавчика-ухажёра Рейпура, обещающего своей возлюбленной рай на земле, выглядит предсказуемо. Гекуба и подумать не может о том, чтобы бросить мужа. И хотя Рейпур почти во всех смыслах идеален (в отличие от просто хорошего Элисео, который уже успел порядком приесться), чувство долга не позволяет главной героине решиться на отчаянный шаг. Её выбор – постоянство, редкие и маленькие радости, прозябание во мраке ночи.
Не успевшая насладиться молодостью Гекуба быстро стареет, коротая недели и месяцы в режиме Дня сурка. Она никого не винит, ибо сама пошла на это. Причём осознанно. Но последняя встреча с Рейпуром не даёт Гекубе покоя. Не желая о чём-либо сожалеть, она всё-таки мучается и сомневается. Но не в верности Элисео, а в том, насколько обоснована её собственная преданность, не самообман ли это.
Концовка рассказа Эдуардо Мальеа убийственна. Главная героиня находит компромат на мужа, который все эти годы максимально реалистично играл роль порядочного супруга. Мрак рассеивается. Вся жизнь насмарку. Но ЖИЛА бы Гекуба, подстройся она под вкусы и взгляды окружающих?

Степан РАТНИКОВ.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий