Добираться до посёлка, который давненько лишился градообразующего предприятия и с тех пор захиревает на глазах, приходится по узенькой автодороге, пролегающей между болот и речушек. А в самом Краснофарфорном, выросшем на левом берегу Волхова, есть несколько прудов. Соответственно, жители – а их там нынче около полутора тысяч человек – наверняка сетуют на влажность и гнус. Не говоря уже о количестве рабочих мест и уровне зарплат, коими Новгородчина и так не впечатляет.
Изначально Краснофарфорный был селом и назывался Ботановкой. Об этом напоминают, в частности, магазин «Батановский» (о разнице в написаниях рассуждать не возьмусь, несмотря на филологическое образование) напротив красивейшего здания поселковой школы, которая по сей день не закрывает свои двери, и вандальные каракули на стенах и без того пошарканных домов. Именно так молодёжь упражняется в неумелом восхвалении родненького уголка, величая его не иначе как «Ботановка-Сити», заодно не гнушаясь очернить соседнее Грузино, расположенное по другую сторону реки Волхов.
Архитектура в Краснофарфорном, едва ли не заново отстроенном по завершении Великой Отечественной войны, шикарная. Если, конечно, не делать акцент на состоянии фасадов советских зданий, мечтающих о свежих слоях краски. Привести бы всё это в божеский вид, и переезды из посёлка на ПМЖ в Чудово вполне могли бы стать более редким явлением в сравнении с обратным маршрутом. К сожалению, реанимировать наследие минувшей эпохи никто не рвётся. Таким образом, многочисленные заброшки, включая не только ветхие двухэтажки, но и руины фарфоровой фабрики с догнивающей богадельней, возле которой гнездятся аисты, выглядят естественно на фоне облезлых жилых построек: если даже капитальным ремонтом не пахнет, то о сносе вконец одряхлевших чудовищ с пустыми глазницами окон и заикаться не следует.
Обходят посёлок стороной и крупные ретейлеры. Это дополнительное свидетельство скудных доходов местного населения. Отовариваются жители Краснофарфорного в специфических продуктовых точках, сохраняющих такой же стойкий дух союзных времён, как и сами домишки, либо ездят в Чудово. Благо до ближайших сетевых магазинов лишь десяток километров, а тесноватые маршрутки курсируют весьма часто.
Помимо упомянутой школы, являющейся, пожалуй, главным украшением площади Ленина, в Краснофарфорном функционирует и детский сад. За его забором, буквально в полусотне метров, протекает Волхов, словно магнитом притягивающий любителей рыбалки, а иногда и паводком грозящий. Как бы то ни было, усеянные лодками Большая и Малая Набережные, растянувшиеся на три километра, вместе взятые, застроены почти сотней частных домов – от успевших покоситься избушек до трёхэтажных гигантов. Кроме того, в характерных для посёлка зданиях из красного кирпича находятся администрация Грузинского сельского поселения, филиалы библиотечной системы и спортивной школы, почтовое отделение, амбулатория. В целом не так уж и мало, чтоб не торопиться с отпеванием территории. Однако перспектив тоже не видать. Вопреки симпатичной природе и достаточно громким отголоскам славной истории.
Степан РАТНИКОВ.