«Сердце льва»: стереть прошлое

кино

Скинхед, воспитывающий чужого ребёнка, ещё и темнокожего. Можете себе такое представить? Бритоголовый финн Теппо тоже не мог. Но любовь к женщине, принявшей его, пускай и не без труда, таким, какой он есть, перевернула не только сознание закоренелого неонациста, но и всю его последующую жизнь.

В фильме Доме Карукоски (2013 г.) много жестокости. Ничем не оправданной, тупой, животной. Собственно, как и полагается по закону жанра. Но чем поистине хороша финско-шведская картина «Сердце льва»? В ней не обходится без силы, всякий раз срабатывающей против тех, кто пытается её применить. Допустим, школьники, толпой пинающие сверстника лишь за то, что он чёрный, огребаются от его отчима, которого в свою очередь пытаются проучить родители зачинщиков, но тоже огребаются – уже от целой банды скинхедов. И это лишь самый простой пример.
Больше же всего достаётся самому Теппо, который вынужден скрывать от бешеных братьев по «разуму» своё попечительство над кучерявым мальцом Рамадани. Но если резня по живому, несмотря на адские физические муки (товарищи набрасываются на своего вожака и буквально с мясом зашлифовывают ему наколку, указывавшую на принадлежность к неонацизму), напротив, дарит спасение главному герою, перечёркивая всё его тёмное прошлое, то психологически невыносимое барражирование между пасынком и чокнутым родным братишкой оборачивается жутчайшей трагедией. Трагедией во многом предсказуемой, но совсем не радующей, хоть и унесшей жизнь асоциального элемента.
Нотки трагизма начинают проскальзывать с тех пор, как Теппо, а потом и Харри (его брат) появляются в доме Сари. Планомерно разбухающий треугольник неприязни не единожды грозит обернуться чьей-либо смертью. Недалеко ушёл и родной отец Рамадани, постоянно, даже в присутствии сына, провоцирующий белокожих на конфликты. Однако всякий раз что-то позволяет сгладить углы, будь то счастливый случай, какие-никакие братские чувства или же крохотная, но вполне достаточная доля чьего-либо терпения.
Тем не менее Харри – безнадежный, казалось бы, шизик – в конце концов осознаёт, в той или иной степени, никчёмность собственного существования. И принимает не совсем однозначное, но довольно смелое решение, которое не может оставить равнодушным никого. Ни персонажей, ни зрителей. Впрочем, слишком уж восприимчивым людям от просмотра лучше отказаться. Эмоции зачастую бьют через край. Не всякое сердечко выдержит.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать