«Вечер 20 мая» Александра Мартусевича

литература

Рассказ малоизвестного петербургского писателя удивил меня своей формой. Цепочка событий разворачивается, шаг за шагом, в обратном порядке – от того, чем дело закончилось (мужики, боясь опоздать на поезд, всё-таки вовремя приезжают на такси к железнодорожному вокзалу Волхова), и до того, с чего всё началось (по причине невообразимой беспечности самих пассажиров). При этом автору удалось построить повествование так, чтобы интрига жила до самого конца. В каждой отдельной главке, начинающейся с указания времени на часах, читатель открывает для себя что-то новое, узнаёт первопричины и дополнительные детали. Хотя, как многие сперва наивно полагают, почти всё можно предугадать заранее. Ан нет!

Филигранной лексикой «Вечер 20 мая» не отличается. Текст в этом смысле достаточно сдержанный. Зато динамичный – под стать сюжету. Александр Мартусевич, издавший в 2013 году книгу «Таксомотор», предпочитает коротенькие предложения, кои весьма характерны для телевизионной журналистики. Диалоги тоже скуповаты. Соответственно, рассказ запоминается лишь благодаря композиционной находке автора.
Но даже этого достаточно, чтобы «Вечер 20 мая» выбивался из общего ряда произведений, вошедших в толстенный книжный сборник под названием «Проспект на Невском: 22 автора, которых нужно знать». Зачем кому-то знать с десяток откровенных графоманов (а их сомнительным творчеством книга перенасыщена) – не имею понятия. Впрочем, такого рода сборники частенько грешат сомнительным содержанием: кто быстрее подсуетился, тот фамилию свою и засветил. К счастью, даже в несуразном стоге пожухлого сена можно отыскать блестящую иголочку, которая так кольнёт, что надолго запомнишь. Хватило бы только терпения в этом стогу копаться.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать