Потеря драгоценного времени в дорожных пробках, постоянная сосредоточенность и сопровождающие её нервотрёпки, внушительные траты на бензин… Думается, каждый автовладелец хотел бы всего этого избежать. Сегодня – маловероятно. Но лет через 15-20 ситуация должна в корне измениться благодаря массовому появлению беспилотных автомобилей и электрокаров.
ПРОГРЕСС НЕИЗБЕЖЕН…
Заблаговременно заряжаешь своего четырёхколёсного друга, забираешься в салон транспортного средства и, пока авто везёт тебя в нужном направлении, ещё раз повторяешь всё необходимое для экзамена или рабочей встречи, попутно завтракая. Добравшись до места назначения, преспокойно уходишь по своим делам, а машина сама паркуется, освобождая тебя от лишних проблем. Сказка? Мечта? Нисколечко!
Уже в ближайшие десятилетия современный мир попросту не сможет жить без высокоинтеллектуальных видов транспорта. Так же, как сегодня мы не представляем себе жизни без смартфонов. Хотя, казалось бы, ещё 15-20 лет назад далеко не у всех жителей мегаполисов были мобильные телефоны.
– На наших глазах происходит экспоненциальный рост интереса к беспилотникам и электромобилям, – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Что важно, этот интерес является в большей степени деловым: происходит многократное удешевление стоимости перевозок плюс значительное повышение степени удобства. А это значит, что стремительную революцию никто не в силах остановить, подобно тому, как никто не может остановить победное наступление Uber на рынок традиционных городских перевозок.
…НО ПОДОЖДАТЬ ПРИДЁТСЯ
Один из основных вопросов, которые автоматически всплывают: когда в России соответствующие технологии станут массовыми? Эксперты затрудняются отвечать уверенно, поскольку страна наша сама по себе не слишком-то предсказуема.
– Если в Европе и США тренд беспилотных электромобилей развивается бешеными темпами – благодаря частным корпорациям, стремящимся получить больше прибыли, застолбить новый инновационный участок экономики, – то у нас государственное регулирование, сращивание крупного бизнеса с госструктурами и стремление к неизменности препятствуют быстрому распространению всего нового, в том числе и беспилотных электромобилей, – отмечает Иван Андриевский. – Безусловно, этот тип транспорта придёт и в нашу страну, однако ввиду её размеров он вряд ли охватит все российские просторы в ближайшие 20 лет. Возможно, в крупных городах электромобили лет через 10 всё-таки начнут заметно вытеснять традиционные машины с двигателями внутреннего сгорания. То же касается и беспилотников. Но пока состояние отечественного автопрома говорит о том, что Россия не ждёт революцию электрокаров.
Не будем забывать и об отсутствии в нашей стране безупречной сети автодорог, которая крайне необходима для интеллектуальных машин. И хотя ситуация постепенно улучшается, говорить даже о предпосылках к тотальному распространению новых технологий всё ещё не приходится.
– Массового появления беспилотных автомобилей в России стоит ожидать не ранее 2025-2030 годов, – вторит предыдущему спикеру Юрий Минкин, руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств компании «Cognitive Technologies», чьи сотрудники уже научились моделировать функции гиппокампа человека (что, к слову, позволит автороботам с высокой точностью интерпретировать сложные ситуации, возникающие, например, при внезапном появлении на дороге других участников движения, пешеходов, посторонних предметов). – Такой прогноз связан с необходимостью решения целого класса задач. И задач не столько технологических, сколько юридических и законодательных. Кто ответственен за ДТП? Каковы механизмы выплаты страховки и т.п.? До настоящего момента эти вопросы в мире нигде не решены. Существуют лишь отдельные попытки – в рамках отдельных территорий. Кроме того, препятствием для массового распространения беспилотных автомобилей может стать их дороговизна. Очевидно, что первые образцы беспилотников будут иметь высокую рыночную стоимость. И пользоваться ими смогут наиболее обеспеченные слои населения. Всё это аналогично продвижению на рынок мобильных телефонов, которые перед тем, как стать достоянием масс, были неотъемлемым атрибутом элиты начала девяностых.
– Вообще, надо определиться с понятием «автопилот», – добавили в пресс-службе Mercedes-Benz в России. – В строгом смысле этого слова, т.е. без участия водителя, таких серийных автомобилей нет ни у кого. Ещё в 2013 году два автомобиля S-Класса совершили первую полностью автономную поездку из Мангейма в Пфорцхайм, повторяя путешествие Берты Бенц. Сегодня же Mercedes-Benz активно разрабатывает тему автономной мобильности и, более того, тему «умных» автомобилей, способных не только реагировать на определённые дорожные ситуации, но и действовать полностью автономно. Марка уже работает над созданием самых разных систем и концепций в этом направлении. В серийных автомобилях, например, в новом Е-Классе, дебютировавшем на российском рынке в мае 2016 года, Mercedes-Benz предлагает целый набор систем помощи водителю, которые выполняют функции автопилота, удерживают полосу движения, могут сами запарковываться и выпарковываться и т.д., в том числе обгонять идущий впереди автомобиль, перестраиваясь снова в свою полосу движения.
Вместе с тем одним из ключевых моментов транспортной стратегии РФ, утверждённой до 2020 года, является снижение ДТП на 60%. И максимальное исключение человеческого фактора в этом вопросе – верный путь к улучшению статистики.
– Также нами поставлена задача уменьшить отрицательные выбросы в атмосферу на 24-52%, – заявлял на проходившем в подмосковном Сколково международном форуме «Открытые инновации-2016» заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул. – А эти задачи невозможно будет решить без умного транспорта и беспилотных технологий.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КАРШЕРИНГА
Между тем следует ожидать изменения и самой модели использования индивидуального транспорта. Большинство экспертов сегодня склоняется к тому, что наиболее вероятным сценарием развития упомянутой отрасли станет каршеринг (или близкая к нему модель), который, по словам Ивана Андриевского, находится в рамках важнейшего мирового тренда sharing economy. Причём он пока ещё не получил устойчивого перевода на русский язык. Его называют «долевой экономикой», «совместным владением» или просто «делёжкой».
– Несомненные преимущества такой модели – удобство, а также экономия времени и средств, – уверяет Юрий Минкин. – Эта схема в чём-то аналогична возможности использования машины с персональным водителем, при которой в автомобиле можно заниматься другим делом и не требуется ломать голову, где припарковаться. К её минусам можно отнести высокую вероятность сокращения числа водителей. Однако, как и во все времена, при переходе к качественно иным технологиям будут возникать и новые профессии, компенсирующие эти проблемы.
– Благодаря каршерингу произойдёт радикальный пересмотр частной собственности в отношении автомобилей, – подчёркивает Иван Андриевский. – Большинство собственников поймёт, что дешевле и удобнее брать автомобиль в аренду, когда он нужен, и не платить за обслуживание и стоянку собственного авто. Распространению электромобилей и каршеринга способствует также общее изменение восприятия городского пространства. Город принадлежит горожанам – эта старая простая истина возвращается в наше время, и всё больше центральных улиц городов мира становится пешеходными, свободными от машин и чистыми от выхлопных газов. Мир меняется не менее стремительно, чем в начале XX века, когда произошёл отказ от конки в пользу механических передвижных средств.
Впрочем, для развития каршеринга уже сегодня необходимо в разы увеличивать количество электрозаправок. В этом твёрдо убеждён руководитель компании «T-Tronic» Давид Шостак. Свою лепту в процесс распространения упомянутых автомобилей должны внести также производители батарей. В частности, если электрокары смогут двигаться без подзарядки по 500 км, а не 100-200 км, как сейчас, спрос на них резко возрастёт. Большим подспорьем, по мнению Давида Шостака, мог бы стать и законодательный запрет на использование в мегаполисах машин с высокими показателями вредных выбросов.
Пока же, как считает Иван Андриевский, в более выигрышной ситуации по внедрению новых авто оказываются даже не Европа и США, а, как ни странно, Индия, Китай, Бразилия. Наиболее населённые страны вполне готовы перескочить на беспилотные электрокары хоть сегодня же, поскольку давно сыты по горло огромными пробками и перегрузкой автотрасс.
– А главное, что им никто не помешает это сделать. В том же Китае наладят производство дешёвой маленькой «Теслы» и будут её продавать по всему миру, в том числе и в Россию, – заключает Иван Андриевский.
Что касается пробок, то они, вероятно, могут никуда не исчезнуть. Однако если даже и придётся в них стоять, то пассажир не будет на них отвлекаться и тратить драгоценные нервы. При этом сами дорожные заторы должны будут весьма быстро устраняться благодаря единой информационной системе – не менее интеллектуальной, чем сам транспорт и вся инфраструктура в целом.
Степан РАТНИКОВ.