Авто без водителя и топлива

другое

Потеря драгоценного времени в дорожных пробках, постоянная сосредоточенность и сопровождающие её нервотрёпки, внушительные траты на бензин… Думается, каждый автовладелец хотел бы всего этого избежать. Сегодня – маловероятно. Но лет через 15-20 ситуация должна в корне измениться благодаря массовому появлению беспилотных автомобилей и электрокаров.

ПРОГРЕСС НЕИЗБЕЖЕН…

Заблаговременно заряжаешь своего четырёхколёсного друга, забираешься в салон транспортного средства и, пока авто везёт тебя в нужном направлении, ещё раз повторяешь всё необходимое для экзамена или рабочей встречи, попутно завтракая. Добравшись до места назначения, преспокойно уходишь по своим делам, а машина сама паркуется, освобождая тебя от лишних проблем. Сказка? Мечта? Нисколечко!
Уже в ближайшие десятилетия современный мир попросту не сможет жить без высокоинтеллектуальных видов транспорта. Так же, как сегодня мы не представляем себе жизни без смартфонов. Хотя, казалось бы, ещё 15-20 лет назад далеко не у всех жителей мегаполисов были мобильные телефоны.
На наших глазах происходит экспоненциальный рост интереса к беспилотникам и электромобилям, – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Что важно, этот интерес является в большей степени деловым: происходит многократное удешевление стоимости перевозок плюс значительное повышение степени удобства. А это значит, что стремительную революцию никто не в силах остановить, подобно тому, как никто не может остановить победное наступление Uber на рынок традиционных городских перевозок.

…НО ПОДОЖДАТЬ ПРИДЁТСЯ

Один из основных вопросов, которые автоматически всплывают: когда в России соответствующие технологии станут массовыми? Эксперты затрудняются отвечать уверенно, поскольку страна наша сама по себе не слишком-то предсказуема.
Если в Европе и США тренд беспилотных электромобилей развивается бешеными темпами – благодаря частным корпорациям, стремящимся получить больше прибыли, застолбить новый инновационный участок экономики, – то у нас государственное регулирование, сращивание крупного бизнеса с госструктурами и стремление к неизменности препятствуют быстрому распространению всего нового, в том числе и беспилотных электромобилей, – отмечает Иван Андриевский. – Безусловно, этот тип транспорта придёт и в нашу страну, однако ввиду её размеров он вряд ли охватит все российские просторы в ближайшие 20 лет. Возможно, в крупных городах электромобили лет через 10 всё-таки начнут заметно вытеснять традиционные машины с двигателями внутреннего сгорания. То же касается и беспилотников. Но пока состояние отечественного автопрома говорит о том, что Россия не ждёт революцию электрокаров.
Не будем забывать и об отсутствии в нашей стране безупречной сети автодорог, которая крайне необходима для интеллектуальных машин. И хотя ситуация постепенно улучшается, говорить даже о предпосылках к тотальному распространению новых технологий всё ещё не приходится.
Массового появления беспилотных автомобилей в России стоит ожидать не ранее 2025-2030 годов, – вторит предыдущему спикеру Юрий Минкин, руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств компании «Cognitive Technologies», чьи сотрудники уже научились моделировать функции гиппокампа человека (что, к слову, позволит автороботам с высокой точностью интерпретировать сложные ситуации, возникающие, например, при внезапном появлении на дороге других участников движения, пешеходов, посторонних предметов). – Такой прогноз связан с необходимостью решения целого класса задач. И задач не столько технологических, сколько юридических и законодательных. Кто ответственен за ДТП? Каковы механизмы выплаты страховки и т.п.? До настоящего момента эти вопросы в мире нигде не решены. Существуют лишь отдельные попытки – в рамках отдельных территорий. Кроме того, препятствием для массового распространения беспилотных автомобилей может стать их дороговизна. Очевидно, что первые образцы беспилотников будут иметь высокую рыночную стоимость. И пользоваться ими смогут наиболее обеспеченные слои населения. Всё это аналогично продвижению на рынок мобильных телефонов, которые перед тем, как стать достоянием масс, были неотъемлемым атрибутом элиты начала девяностых.
Вообще, надо определиться с понятием «автопилот», – добавили в пресс-службе Mercedes-Benz в России. – В строгом смысле этого слова, т.е. без участия водителя, таких серийных автомобилей нет ни у кого. Ещё в 2013 году два автомобиля S-Класса совершили первую полностью автономную поездку из Мангейма в Пфорцхайм, повторяя путешествие Берты Бенц. Сегодня же Mercedes-Benz активно разрабатывает тему автономной мобильности и, более того, тему «умных» автомобилей, способных не только реагировать на определённые дорожные ситуации, но и действовать полностью автономно. Марка уже работает над созданием самых разных систем и концепций в этом направлении. В серийных автомобилях, например, в новом Е-Классе, дебютировавшем на российском рынке в мае 2016 года, Mercedes-Benz предлагает целый набор систем помощи водителю, которые выполняют функции автопилота, удерживают полосу движения, могут сами запарковываться и выпарковываться и т.д., в том числе обгонять идущий впереди автомобиль, перестраиваясь снова в свою полосу движения.
Вместе с тем одним из ключевых моментов транспортной стратегии РФ, утверждённой до 2020 года, является снижение ДТП на 60%. И максимальное исключение человеческого фактора в этом вопросе – верный путь к улучшению статистики.
Авто без водителя и топливаТакже нами поставлена задача уменьшить отрицательные выбросы в атмосферу на 24-52%, – заявлял на проходившем в подмосковном Сколково международном форуме «Открытые инновации-2016» заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул. – А эти задачи невозможно будет решить без умного транспорта и беспилотных технологий.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КАРШЕРИНГА

Между тем следует ожидать изменения и самой модели использования индивидуального транспорта. Большинство экспертов сегодня склоняется к тому, что наиболее вероятным сценарием развития упомянутой отрасли станет каршеринг (или близкая к нему модель), который, по словам Ивана Андриевского, находится в рамках важнейшего мирового тренда sharing economy. Причём он пока ещё не получил устойчивого перевода на русский язык. Его называют «долевой экономикой», «совместным владением» или просто «делёжкой».
Несомненные преимущества такой модели – удобство, а также экономия времени и средств, – уверяет Юрий Минкин. – Эта схема в чём-то аналогична возможности использования машины с персональным водителем, при которой в автомобиле можно заниматься другим делом и не требуется ломать голову, где припарковаться. К её минусам можно отнести высокую вероятность сокращения числа водителей. Однако, как и во все времена, при переходе к качественно иным технологиям будут возникать и новые профессии, компенсирующие эти проблемы.
Благодаря каршерингу произойдёт радикальный пересмотр частной собственности в отношении автомобилей, – подчёркивает Иван Андриевский. – Большинство собственников поймёт, что дешевле и удобнее брать автомобиль в аренду, когда он нужен, и не платить за обслуживание и стоянку собственного авто. Распространению электромобилей и каршеринга способствует также общее изменение восприятия городского пространства. Город принадлежит горожанам – эта старая простая истина возвращается в наше время, и всё больше центральных улиц городов мира становится пешеходными, свободными от машин и чистыми от выхлопных газов. Мир меняется не менее стремительно, чем в начале XX века, когда произошёл отказ от конки в пользу механических передвижных средств.
Впрочем, для развития каршеринга уже сегодня необходимо в разы увеличивать количество электрозаправок. В этом твёрдо убеждён руководитель компании «T-Tronic» Давид Шостак. Свою лепту в процесс распространения упомянутых автомобилей должны внести также производители батарей. В частности, если электрокары смогут двигаться без подзарядки по 500 км, а не 100-200 км, как сейчас, спрос на них резко возрастёт. Большим подспорьем, по мнению Давида Шостака, мог бы стать и законодательный запрет на использование в мегаполисах машин с высокими показателями вредных выбросов.
Пока же, как считает Иван Андриевский, в более выигрышной ситуации по внедрению новых авто оказываются даже не Европа и США, а, как ни странно, Индия, Китай, Бразилия. Наиболее населённые страны вполне готовы перескочить на беспилотные электрокары хоть сегодня же, поскольку давно сыты по горло огромными пробками и перегрузкой автотрасс.
А главное, что им никто не помешает это сделать. В том же Китае наладят производство дешёвой маленькой «Теслы» и будут её продавать по всему миру, в том числе и в Россию, – заключает Иван Андриевский.
Что касается пробок, то они, вероятно, могут никуда не исчезнуть. Однако если даже и придётся в них стоять, то пассажир не будет на них отвлекаться и тратить драгоценные нервы. При этом сами дорожные заторы должны будут весьма быстро устраняться благодаря единой информационной системе – не менее интеллектуальной, чем сам транспорт и вся инфраструктура в целом.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать