Как поешь, так и доедешь

другое

Какой русский не любит быстрой езды? И, добавлю от себя, вкусной еды. «Рыба или курица?» – подобный вопрос задавали, пожалуй, каждому из нас, кто хоть раз летал в самолёте. А те, кто чаще путешествует поездом, сами интересуются у проводников: «Где у вас вагон-ресторан?» При этом мало кто задумывается, как еда попадает в салон транспортного средства, кто и где её готовит, а также на чём основано предлагаемое пассажирам меню.

ВСЁ РЕШАЮТ ТОРГИ

С железнодорожными вокзалами и аэропортами всё предельно просто. Предприятия общественного питания (ПОП) получают там соответствующие торговые площади на условиях аренды после открытых торгов. Как мне рассказали в пресс-службе Дирекции железнодорожных вокзалов, аналогичным образом определяется и оператор, который занимается в дальнейшем организацией и управлением сетью ПОП в гавани для поездов.
В соответствии с нормативными документами ОАО «РЖД» ставка арендной платы не может быть ниже установленной отчётами, – объяснили в пресс-службе Дирекции. – Формирование цен на продукцию в коммерческих объектах ПОП осуществляется хозяйствующими субъектами и является вопросом их внутрихозяйственной деятельности.
Как поешь, так и доедешьИными словами, сами вокзалы и аэропорты не вправе решать, чем предприятия обязаны торговать (напротив, возможны лишь некоторые ограничения – касаемо, по большей части, алкоголя). Это могут быть и кофейни, и точки фастфуда, и полноценные столовые или даже рестораны.
В частности, на вокзальных комплексах Москвы организованы рестораны известных брендов. Некоторые из них имеют уникальное оформление и меню, – подчеркнули в Дирекции железнодорожных вокзалов. – Это, в частности, винная галерея «Wine Express» на Павелецком и Белорусском вокзалах, ресторан «TGI Fridays» и кафе-пекарня «Хлеб Насущный» на Ленинградском вокзале.
А вот в аэропорту Шереметьево, к примеру, стараются делать всё возможное, чтобы каждый пассажир нашёл что-то непосредственно для себя – от лёгкого перекуса за незначительную сумму до полноценного обеда или ужина, как говорится, с шиком, для чего есть специальные VIP-залы. При этом потребительский спрос представители воздушной гавани не изучают, отдавая всё на откуп предприятий, которые сами решают, чем кормить своих посетителей.
Со своей стороны, руководство вокзалов и аэропортов может лишь организовать и провести внутренний контроль. Так, на вокзальных комплексах эти функции осуществляет «Желдорконтроль» и, реже, иные государственные надзорные органы.

С ЗЕМЛИ В НЕБЕСА

Совсем другая история вырисовывается, если передислоцироваться на борт транспортного средства. Здесь уже почти всё зависит от самого перевозчика. Если говорить об авиакомпаниях, то, например, в «ЮТэйр» за контроль всех процессов отвечает внутренний департамент по сервисному обеспечению – от заказа бортового питания на рейс до подачи его пассажиру, а также за разработку и согласование рационов.
Отмечу, что непосредственное приготовление блюд проходит в специализированных лицензированных цехах бортового питания, которые могут входить в состав аэропортов или выступать отдельными юридическими лицами. В дальнейшем уже готовую еду, расфасованную по ланч-боксам, помещают в пищевые контейнеры, пломбируют их и почти сразу же на авиационных тележках отправляют на борт самолёта. Сроки хранения блюд минимальны, а потому в случае задержки рейса их нередко приходится уничтожать.
Наши сотрудники принимают участие в разработке блюд и периодически выезжают в цеха бортового питания, проводя аудит в рамках поддержки контроля качества, – отметили в пресс-службе авиакомпании «ЮТэйр». – Заботясь о разнообразии предлагаемых блюд при формировании рационов, мы тщательно изучаем предложения пассажиров, поступающие к нам через различные каналы обратной связи. Меню в бизнес-классе включает в себя следующие категории: мясные и сырные закуски, завтраки, горячие блюда, вегетарианское меню и десерты. Каждая из категорий включает в себя от двух до четырёх альтернативных вариантов блюд в зависимости от вкусовых предпочтений пассажира и времени совершения полёта.
Во многих авиакомпаниях сегодня большое внимание уделяют приготовлению блюд в зависимости от вероисповедания и привычек пассажиров. Так, на авиарейсах всё той же «ЮТэйр» полностью исключена свинина – вместо неё подаётся рыба в любом виде, соответствующая стандартам «Халяль». Причём на каждый рейс в обязательном порядке поставляется вегетарианское меню.
Более того, если пассажир напишет нам свои пожелания до вылета (аллергия, пост, диета), то мы сможем разработать рацион индивидуально для него, – сообщили в пресс-службе упомянутой компании.
PlovВообще же, смена рационов происходит два раза в год – к весенне-летнему периоду и к осенне-зимнему. Лето – время овощей и более лёгких блюд; зима – сытных блюд и круп. Каждый из сезонных рационов «ЮТэйр» включает в себя три ротации, которые сменяют друг друга каждые две недели.
На конец 2016 года самыми популярными блюдами среди пассажиров являлись сырники на завтрак, а среди горячих блюд – радужная форель, фаршированная шпинатом и кедровыми орешками, запечённая на гриле. При этом интересно отметить, что большинство пассажиров северных направлений не так давно выделили в качестве необычных блюд классический кускус с овощами. Как только он появился в меню, его пробовали достаточно настороженно, но сейчас он пользуется популярностью, – проинформировали в «ЮТэйр». – Также абсолютным лидером среди предложений меню являются кондитерские изделия и выпечка, чей вкус и аромат не оставляют равнодушным ни одного нашего пассажира. Мы постоянно работаем над улучшением рецептуры всех наших блюд, подбирая лучшие ингредиенты и предоставляя пассажирам только свежие и проверенные продукты. При этом стоимость любого варианта питания входит в стоимость авиабилета и не предполагает для пассажиров бизнес-класса дополнительных трат.

РЕСТОРАН НА КОЛЕСАХ

Как поешь, так и доедешьПереключаемся на поезда дальнего следования. Там одной лишь выпечкой, как на некоторых вокзалах, или ланч-боксами уж точно не обойдёшься. Если душа просит романтики, то желудок – свежей и горячей пищи. А потому вагоны-рестораны почти не пустуют. И роль шеф-повара здесь трудно переоценить.
Так, в туристических поездах компании «РЖД Тур» (она занимается перевозками организованных групп детей и туристов) в вагоне-ресторане могут работать только представители лицензионных компаний. Шеф-повара проходят строжайший отбор. Все сотрудники должны иметь опыт работы с оборудованием в вагоне-ресторане и, что не менее важно, с иностранными гражданами.
Отправляясь в путешествие на люксовом поезде «Императорская Россия», туристы отдыхают по системе «всё включено», – объяснили в пресс-службе компании «РЖД Тур». – В туристический пакет, в частности, входит трёхразовое питание в вагоне-ресторане. На завтрак для наших гостей мы накрываем шведский стол, где представлены: каша, мюсли, сухофрукты, сырники, сосиски, омлет, блины, оладьи, различные сорта колбас, джем, йогурты, соки, чай, кофе. А на обед и ужин балуем туристов русским борщом, солянкой, оливье, пельменями, различными видами мяса и рыбы с гарниром, а также жюльенами и десертами.
Кроме того, «РЖД Тур» принимает во внимание особые предпочтения клиентов, ведь некоторые из них могут быть вегетарианцами или предрасположены к аллергии на определённые продукты. Шеф-повара всё это учитывают – достаточно лишь заранее их проинформировать.
Для детей мы готовим блюда в соответствии с меню, которое разработано Роспотребнадзором и согласовано с главным государственным санитарным врачом по железной дороге. В этом меню учтено, сколько витаминов и калорий необходимо ребёнку в день, – резюмировали в пресс-службе компании.
Но бывает и так, что в состав поезда не входит вагон-ресторан. В таких случаях перевозчики вынуждены обращаться в кейтеринговые компании, которые привозят уже готовые блюда непосредственно к отправлению рейса.
В основном это бутерброды с рыбой, колбасой и икрой, канапе, тарталетки; из горячего – мясо по-французски с гарниром, запечённая рыба; также сладкое, фрукты и обязательно горячий чай и кофе, которые проводницы готовят на месте, – подытожили в «РЖД Тур».
В общем, как ни крути, добраться из одной точки земного шара в другую можно различными способами и маршрутами. Однако без сытного и вкусного обеда ни сама поездка, ни процесс её ожидания особо приятных воспоминаний у пассажира, скорее всего, не оставят.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать