«Патерсон»: водитель автобуса или поэт?

кино

Уже которое десятилетие Джим Джармуш остаётся верен себе. Многие из его фильмов вполне могут усыпить, хотя сам зритель зачастую совсем этого не хочет, наслаждаясь не столько вычурными сценарными ходами, сколько качественной съёмкой и возможностью спокойно поразмыслить о том о сём. Вот и «Патерсон» (2016 г.) стал типичным образчиком незатейливого и вместе с тем глубоко философского кино, отличающегося неспешностью сюжета. Это ещё одна киноверсия так называемого дня сурка. Про живущего в городе Патерсон водителя с аналогичной фамилией, которого, ко всему прочему, сыграл актёр – совпадение? – Адам Драйвер.

Все его дни в целом похожи друг на друга. Чего не скажешь о написанных им стихах, являющихся отдушиной для укротителя четырёхколёсной махины. Нет, работа Патерсона ничуть не нервирует. Напротив, ему нравится видеть новые лица, слушать беседы пассажиров. Но время, потраченное на автобус, главный герой фильма с куда большим удовольствием провёл бы в объятиях любимой женщины, которой как раз и посвящена вся его поэзия.
Возникает другой вопрос: какого ж тогда рожна Патерсон каждый вечер наведывается в бар и хлещет там пиво? Вероятно, всё дело в том, что приятели по тамошним посиделкам доставляют ему куда меньше беспокойств и даже проблем, чем те, с кем он живёт. Муза Патерсона одержима множеством сомнительных идей, которые кому хочешь мозг взорвут. Да и её назойливые попытки казаться неравнодушной настолько фальшивы, что парню приходится любить исключительно оболочку. А уж бестолковый пёс его благоверной и вовсе ходячий источник неприятностей. И простить ему порчу самого дорогого что есть – настоящий подвиг. Чего не скажешь о скрытом отчаянии и мыслях никогда больше не писать стихи. В этом смысле колоссальная роль отведена человеку, который всего парочкой-другой вдохновляющих фраз может вернуть поэта к жизни. К творческой жизни. Знаю, о чём говорю: сам как писатель с этим сталкивался.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать