«Побег из ГУЛАГа»: семь лет странствий

кино

В России этот фильм германского производства (2001 г.) был многими принят в штыки. Дескать, русских выставили бездушными варварами, а немцев – либо героями, либо великомучениками. Однако некоторые загадки сталинских времён по сей день не разгаданы, и как оно было на самом деле, нынешнему поколению уже неведомо. И чем дальше, тем всё более неоднозначно и туманно. Ко всему прочему, не кишит в Сети хоть какими-то подробностями судьба режиссёра и сценариста «Побега из ГУЛАГа» Харди Мартинса (Мартиньша?), чья фильмография ограничивается парочкой полнометражных картин. Оттого-то жестокая драма с захватывающим сюжетом, изобилующая русским матом, снятая в нескольких непохожих друг на друга местах, ещё более притягательна для неискушённого зрителя.

На протяжении большей части фильма его главный герой Клеменс Форелль (сыграть эту роль довелось Бернхарду Беттерману, чьи деды после войны были отправлены в советские лагеря) находится в пути: на войну… на Колыму… в Сибирь… в Среднюю Азию… к иранской границе… Заранее пообещав дочери вернуться домой, немецкий вояка готов преодолеть любые испытания и заплатить самую высокую цену, лишь бы сдержать слово и вновь увидеть своих родных. Даже если это займёт несколько лет.
Да только сталинские жернова готовы вмиг перемолоть любого выскочку, осмелившегося задуматься о своём будущем. А будущего за Полярным кругом, на мысе Дежнёва, посреди белого безмолвия, не существует (в действительности в крайней восточной точке материка никогда не было лагерей, и в этом смысле роман Йозефа Мартина Бауэра, по которому снят фильм, даёт массу поводов усомниться в реальности многих сюжетных хитросплетений). В тех краях ничего не растёт и бежать некуда. Потому и особой охраны в лагере, куда сослан Форелль, нет. Осмотрительного и беспринципного старшего лейтенанта Каменева (Анатолий Котенёв) более чем достаточно.
Кто-то спросит: зачем тогда вообще держать пленников в живых там, где они заранее обречены на смерть, где никто и не помышляет когда-либо даровать им свободу, а врачи на мысе нужны лишь для того, чтобы выписывать свидетельства о смерти? Ответ: для невыносимого труда в адских условиях – без еды, без лекарств.
Там-то, у чёрта на куличках, главный герой и осознаёт: «Нет бесконечной боли, есть только постоянные надежды». А мысли о том, что даже письмо в пару строк не отправить домой, где героически ждут жена, дочь и ещё один ребёнок, зачатый перед самой войной, – колоссальный стимул для того, чтобы жить вопреки всему и рассчитывать на побег. Побег в никуда. Побег, обречённый на провал. Побег, в котором без помощи со стороны не обойтись. Причём помощь эту должны оказать не только десятки случайных людей, коим нет никакого дела до твоей национальной принадлежности, но и высшие силы, не верить в которые после такого попросту невозможно.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать