«Подруга французского лейтенанта» Джона Фаулза

литература

Сам себе удивился, прочитав 450-страничный роман всего за три дня. Правда, причина не столько в воздушности чтива, сколько в моём недельном прозябании на загородной базе отдыха близ Канска, куда ездил в середине декабря, сопровождая нескольких своих учащихся из школы журналистики. Сюжет произведения, если честно, быстро утомил и казался излишне предсказуемым с самого начала. Лишь многочисленные пейзажные сцены, благодаря которым я мечтательно переносился из лагерного заточения в лесные чащи и прибрежные зоны, вкупе с изысканным переводом М. Беккер и И. Комаровой помогли мне продержаться бодрячком и добраться-таки до неожиданного, но вместе с тем невнятного, двоякого финала.

Джон Фаулз пишет будто бы от своего имени, зато о времени, в котором сам не жил, перенося читателя в Викторианскую эпоху с её дисциплиной, строгим моральным кодексом и стремительным – по всем фронтам – социальным развитием в Англии. Чувство долга, в том числе и семейного, выходило тогда на первый план, бичуя броский образ жизни и сексуальную раскрепощённость.
Главный герой романа Чарльз Смитсон этим самым долгом пренебрёг, отказавшись от уже выстроенных на много лет планов – ввиду их скучности и даже примитивности – в пользу огонька, внезапно вспыхнувшего в душе и никак не желающего угасать. Можно, конечно, долго и под разными углами рассматривать образ мужчины-тряпки, этакого мягкотелого джентльмена. Но когда человек наступает на горло собственной песне и, вопреки различным предрассудкам и традициям, предпочитает тщеславию и корысти искренние чувства, можно только пожать ему руку и пожелать стойкости духа, ибо главные войны – с расчётливыми и фальшивыми «доброжелателями» – у него ещё впереди…
Отмечу также, что меня (в отличие от, осмелюсь предположить, многих других читателей) Сара отнюдь не притягивала своей загадочностью и смирением, а с каждой главой всё больше и больше раздражала. Подобными женщинами меня в детстве стращал отец, пытаясь предостеречь от их возможных взбрыкиваний, заскоков и необъяснимых поступков. К счастью, в реальной жизни иметь какие-либо дела с такими персонажами не приходилось. Встречать встречал, но принципиально избегал. Пускай дальше ждут своих лейтенантов.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать