«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»: ностальгия по гнезду

кино

Потрясающий фильм о жизни Иосифа Бродского отправил меня самого в сентиментальное путешествие по Санкт-Петербургу, по местам, ставшим такими родными всего за два с небольшим года, прожитых в Северной Венеции. Попутно я более близко познакомился с творчеством писателя, которого никогда целенаправленно не читал, несмотря на множество его заслуг, включая Нобелевскую премию. В итоге довелось лишний раз убедиться в том, что поэзия начинается в основном там, где заканчивается работа и просто какие-либо серьёзные дела, если такие вообще когда-то имели место быть.

Впрочем, снятая Андреем Хржановским двухчасовая картина не столько об этом. «Полторы комнаты» (2008 г.) – это в некоем роде экранизация одноимённого эссе Бродского, которого (беря в расчёт уже великовозрастного поэта) убедительно сыграл Григорий Дитятковский, сам куда больше режиссировавший в своей творческой карьере, нежели актёрствовавший. Построенное на неспешности сюжета и максимально низкой эмоциональности персонажей (даже Сергей Юрский и Алиса Фрейндлих в роли родителей главного героя были предельно сдержанны), кино переполнено воспоминаниями, бьющими через край и зачастую принимающими, если говорить об их подаче, причудливые формы. Получилась действенная вакцина для отдохновения души и активизации мозга одновременно. Примерно то же самое можно сказать и о виде из окон бывшей коммуналки в Доме Мурузи на перекрёстке улицы Пестеля и Литейного проспекта, где Бродский прожил более 15 лет – до своей эмиграции.
«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»: ностальгия по гнездуОсобенно запомнилась основная мысль фильма: «В юные годы каждый стремится вырваться из дома, из своего гнезда… Но однажды человек обнаруживает, что гнездо исчезло, а те, кто дал ему жизнь, умерли… И он вдруг осознаёт, что если и существовало что-либо настоящее в его жизни, то это именно гнездо, откуда ему так нестерпимо хотелось бежать». Я ведь и сам по сей день рвусь подальше от того, что меня окружает, задыхаясь от необъяснимой тесноты и многочисленных препон, но всякий раз хочу вернуться, томимый ностальгией и осознанием того, что в покинутом месте не все дела доделал, не всем всё (непонятно кому и непонятно что) доказал. Не зря же говорят: хорошо там, где нас нет. Да только кто мы, творцы, без наших воспоминаний…

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать