«Птаха»: долетаться не летая

Некоторые люди молчат не потому, что они немые. Просто им совершенно не о чем говорить с окружающими. Так, даже заточённый в психушку безмолвный паренёк с птичьими повадками может оказаться куда более смышлёным, нежели чрезмерно разговорчивое жлобьё. Мэтью Модайн превосходно (другого слова не подобрать) сыграл чудаковатого папенькиного сынка, мечтающего о свободном парении в небесах и интересующегося исключительно птицами.

Его друг Эл, в роли которого выступил 20-летний Николас Кейдж, – полная противоположность Птахе. Спортивный, дерзкий, не испытывающий нехватки девичьего внимания, Эл безуспешно пытается помочь приятелю лишиться девственности или хотя бы на миг отвлечь его от мыслей о крылатых существах.
Несмотря на абсолютную несхожесть, друзья-соседи всегда вместе. Как в радостях, так и в горестях. Разделить их не смогла даже кровопролитная война во Вьетнаме. Эл теряет здоровье, а Птаха – способность здраво воспринимать окружающий мир. Как следствие, обоих перестают считать полноценными людьми. Каждый из них – почти как та прикормленная птица, что оказалась в открытом, незнакомом для себя пространстве и разбилась о стекло. Если и посчастливится летать снова, то лишь с одним крылом…
Фильм (1984 г.) хорош не только по содержанию, но и по форме. Настоящее неоднократно перемежается с прошлым, что помогает лучше понять героев, их поступки, слова и безмолвие. А концовка – настоящий шедевр. Она заставляет улыбнуться и всё же поверить в светлое будущее Птахи и Эла, которые объявляют бунт бесчеловечным американским устоям.
Особая благодарность Алану Паркеру – режиссёру этого, не побоюсь выразиться, эпического полотна. По большому счёту, именно он явил миру Кейджа, который до «Птахи» в масштабных образах замечен не был, эпизодически мелькая лишь в картинах своего дядюшки Фрэнсиса Форда Копполы.

Степан РАТНИКОВ.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий