Приятно видеть на телеэкране родной город. В художественном фильме – тем более. А уж дом, в котором с недавних пор живёшь, – и подавно. А если это ещё и самые первые годы строительства твоей отчизны, тогда и смысла нет подробно рассусоливать о том, насколько потрясает подобная смесь из ностальгических кадров и ценного краеведческого материала. Иными словами, я был несказанно рад увидеть Дивногорск и посёлок Молодёжный почти в зародыше. И даже малоинтересный для моих современников сюжет «Сибирячки» (1972 г.), насквозь пропитанный коммунистической идеологией, не подпортил общего впечатления.
Картина Алексея Салтыкова посвящена строительству Излучинской ГЭС (по факту – Красноярской, которая на момент киносъёмок уже была возведена, тогда как нижневартовский посёлок Излучинск, основанный только в 1988 году, здесь совершенно не при чём). Многоопытный начальник гигантской стройки Добротин (Евгений Матвеев) руководствуется исключительно сроками и готов даже взорвать мраморные скалы, лишь бы БелАЗам не приходилось делать многокилометровую дугу, и бетон прибывал на гидроэлектростанцию ещё тёпленьким. В то же время молодая секретарь райкома ВЛКСМ Одинцова (Валерия Заклунная) уповает на здравый смысл и пытается привлечь к решению вопроса учёных, не говоря уже об интересах партии. На постоянной борьбе фильм – местами нудноватый, но всё-таки жизнеутверждающий, – как раз и построен: опыт против молодости, принципиальность против уступчивости, истерия против хладнокровия.
Посмотрев эту двухсерийную советскую киноленту, молодые дивногорцы проникнутся атмосферой жизни своих прадедов, прибывавших на крупномасштабную стройку по комсомольским путёвкам, смогут увидеть, как изначально выглядела только-только сданная ГЭС и едва построенные дома на Набережной, включая ныне уже реконструированную гостиницу «Бирюса», а также наверняка восхитятся тем, как десятки БелАЗов раз за разом отсыпали кубометры скальной породы в перемычки котлована, стеснявшего русло Енисея.
Степан РАТНИКОВ.