Верить глазам или чиновникам?

спорт

Недавняя поездка в Шарыпово до сих пор даёт о себе знать. В негативном смысле. Пробыв в этом неприглядном городке лишь сутки, я успел взять интервью у Сергея Петрова, тренера по футболу местной ДЮСШ. На прошлой неделе материал вышел в газете «Спорт на Енисее». И после этого в краевое министерство спорта поступил не то чтобы тревожный, но неприятный звонок. Кто-то из представителей шарыповского спорта (то ли председатель спорткомитета, то ли директор ДЮСШ) заявил, что их «вечно недовольный» тренер нарочно сгустил краски, что ему всегда лишь бы поворчать. Дескать, приезжайте к нам в Шарыпово и сами посмотрите, насколько хорошо здесь развит футбол.

Лично я там не живу, но в данном вопросе поддерживаю не спортивных чиновников, а тренера. Ситуация, которую он обрисовал, очень похожа на ту, что творится во многих других малых городах Красноярского края. Кое-что я и сам успел увидеть за то время, пока мы с Сергеем Игоревичем общались. А слабенькие результаты, которые показывают шарыповские команды в соревнованиях краевого уровня, лишь подтверждают незавидное положение дел в тамошнем королевстве. Главное, чтобы не уволили теперь мужика за прямизну. Что же касается интервью, то вот, собственно говоря, и оно:

Тренировка в спортзале старенького шарыповского стадиона в самом разгаре. Парни лет шестнадцати увлечённо гоняют мяч. Да только маловато их, парней-то. Ещё и мячики какие-то непрезентабельные, смахивающие на китайский ширпотреб. Неужели это и правда воспитанники детско-юношеской спортшколы занимаются? Как выяснилось, правда. Подхожу к тренеру, знакомлюсь – Сергей Петров. Получив его согласие на интервью, включаю диктофон.
– Сергей Игоревич, как много ребят занимается футболом в Шарыпове?
– В последнее время не скажешь, что молодёжь активно играет в футбол. На нашем отделении в ДЮСШ три тренера – два основных (я и Олег Малик) и один совместитель. Совместитель занимается с девочками, женский футбол развивает. У Олега Николаевича четыре группы мальчишек 1997-2001 годов рождения – это около 60 занимающихся. А у меня ребята 1995-1996 годов плюс две группы начальной подготовки 2003-2005 годов.
– В шарыповских школах около 10 тысяч учащихся. Но из них лишь человек 200 охвачены футболом. С чем это связано?
– Раньше, когда в городе работала система дворовых клубов, футболом занимались около 500 детей. Как раз в те годы была налажена система соревнований, раз в месяц проходили городские турниры. Именно тогда и были достигнуты наивысшие результаты шарыповского футбола. Потом, после 2000 года, все дворовые клубы похоронили. Прошла десятилетка. И вдруг всё то, что было разрушено, спешно начали возрождать.
– Ну и как? Удачно?
– Раньше в клубах по месту жительства работали педагоги, нацеленные на определённые результаты и дела. А сейчас там практически нет профессионалов. Работать туда идут в основном временщики. Когда человек устраивается, от него требуется, чтобы он там просто ковырялся, хоть что-то делал. Иными словами, пришли дети в клуб, им дали стол, ракетки – играйте! Качества в работе нет. Отсюда и падение результатов.
– Равняться мальчишкам, как я понимаю, тоже не на кого? Шарыповский «Катэковец» высокими результатами в краевых соревнованиях не отличается.
– Скажу так: необходима гармония. А то разовьём детский спорт, дворовые клубы насытим, а команды, в которую дети могли бы двигаться, нет. Или, наоборот, все средства вложим во взрослую команду, а детский спорт забросим. Нужно и низ развивать, и верх. К команде мастеров мы и не стремимся. Достаточно трёх-четырёх дворовых клубов, из которых мальчишки переходили бы в ДЮСШ, а оттуда самые лучшие – уже в основную шарыповскую команду. Но так получилось, что «Катэковец» года три-четыре вообще не играл. Потом деньги появились, и у нас перед краевой спартакиадой постелили искусственный газон. А раз есть газон – давай и команду в первую группу краевого чемпионата. В итоге мэра города чуть ли не заставили выставить «Катэковец» на край. Но ведь до этого команда даже целенаправленно не тренировалась. И хоть бы что! Поле есть – значит, команда должна быть! А кому играть-то? Малик кое-как собрал тех, кто был. Бюджетные деньги съели и вылетели из первой группы.
– Кстати, в Кубке края «Катэковец» выступил лучше, дойдя до полуфинала…
– Кубок – это ведь лотерея. Есть и команды чисто кубковые, которые всего на одну игру собираются. Нашим парням стрельнуло несколько раз, а в полуфинале сильному сопернику уже проиграли. Чего лукавить, «Катэковец» в минувшем сезоне был очень слабым, уровень второй группы.
– А в предстоящем сезоне что будет?
– Мы все в неведении. Узнаем о чём-то конкретном только в мае. Смотря какие задачи руководство поставит.
– Как же решать наболевшие вопросы?
– Нужен человек-локомотив. Когда заместителем мэра города Шарыпово был Николай Щербинин, наш вид развивался. Замглавы сам играл в футбол, любил его, аккумулировал деньги с предприятий. Вот мы и играли на всех спартакиадах, даже на российских соревнованиях, причём и дети, и взрослые, и ветераны. Как только Щербинин уволился – всё, спад…
– С мини-футболом в Шарыпове дела получше?
– Сейчас мы играем по третьей группе. Но команду финансирует не город, а ГРЭС. Желает градообразующее предприятие видеть свою команду в первенстве, вот и всё.
– Какие-нибудь городские футбольные турниры проходят?
– Вот, смотрите (показывает на висящий на стене плакат), летний турнир памяти Александра Козыря. В прошлом году в ноябре провели турнир среди школьников в честь 25-летия Берёзовской ГРЭС. Но всё это стихийные турниры. Сегодня провели – завтра забыли.
– А ежегодные городские спартакиады или первенства проходят?
– Тренировки проводим, а соревнований нет по большому счёту. Восстанавливать то, что было раньше, некому. А те, кто может взяться за проведение, не имеют денег. Я уже 30 лет здесь работаю, всю эту кухню знаю. Пока есть тренер – вид спорта живёт. Возьмём баскетбол: уехал тренер из города – вид умер. Или настольный теннис: уволился тренер, перешёл в охрану – итог тот же самый. Другие виды держатся на энтузиастах, которым уже за пятьдесят лет. Вон тренировка по волейболу идёт – наставнику под шестьдесят. Он инвалид, занимается только с девочками, а группы мальчиков вообще нет. Молодёжь не идёт работать в ДЮСШ. Приезжал недавно парень из Абакана, сам выпускник педуниверситета, с молодой женой. Как только он узнал про условия, про зарплату, так сразу же потерялся. У нас, ветеранов, хотя бы стаж есть, категории какие-то, а молодым специалистам вообще ловить нечего.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать