«Затворник и Шестипалый» Виктора Пелевина

литература

Это, пожалуй, любимое произведение в творчестве одного из самых нелюбимых мною русских прозаиков, если говорить исключительно о распиаренных современниках. Пресловутая ложка мёда в бочке дёгтя. Причём ложка – столовая. Даже что-то близкое к поварёшке. А вот часть оставшегося постмодернистского варева, приготовленного Пелевиным, мне в разные годы невероятно сложно было расхлёбывать, тогда как другую часть даже не рискнул пробовать, оставив её на растерзание преданным фанатам крайне загадочного автора.

«Затворник и Шестипалый», под стать большинству других пелевинских произведений, поначалу воспринимается как повесть о наркоманах или же повесть, написанная в стельку пьяным человеком. Сплошные загадки и несвойственные живой речи конструкции как минимум путают читателя, а то и вовсе держат его за дурачка. Тем не менее донельзя легко угадываются различные проблемы социума, находящиеся по эту сторону Стены Мира: жадность, стадность, инертность, недальновидность и другие. Невольно задумываешься и о будущем, побаиваясь Страшного Супа и надеясь на решительные этапы. При этом истина, говоря словами Затворника, настолько проста, что за неё даже обидно.
Многое меняет не только концовка, где почти всё становится ясным и понятным, но и повторное прочтение повести. Происходит совершенно иное восприятие речей и образов персонажей, ввиду чего читатель наверняка задаётся вопросом: как можно было изначально не понять тех или иных вещей, степень очевидности которых зашкаливает? Но ведь это Виктор Пелевин, и понять его не каждому под силу, будь то беглое прочтение или же дотошное перечитывание. Только надо ли понимать? Особенно если говорить, в частности, о самых первых рассказах автора. А уж людям, далёким от политики в самых изощрённых её проявлениях, убеждён, даже и узнавать не следует.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать