«Дикая груша»: не сдающиеся неудачники

«Дикая груша»: не сдающиеся неудачники

Тяжёлая по смыслу и настроению кинокартина европейского производства (Турция, Франция, Германия, Болгария и ещё четыре страны). Ещё и очень долгая – чуть более трёх часов. Весомую часть занимают проходки персонажей – как на фоне завораживающих пейзажей, дающих не только время, но и силы осмыслить происходящее, так и на фоне достаточно атмосферной архитектуры и быта, позволяющих зрителю наглядно изучить явно небезразличные стамбульскому режиссёру места. Добавим сюда же с десяток философских диалогов и получим весьма характерный для Нури Бильге Джейлана фильм, перекликающийся с его былыми «Временами года», «Отчуждением» и другими шедеврами.

«Дикая груша» (2018 г.) – опять же о неудачниках, как и ранние картины Джейлана – неоднократного призёра Каннского кинофестиваля. Правда, здесь неудачники уже не сдающиеся. Со временем они начинают терять веру в себя, но вновь обретают крылья благодаря показательным примерам себе же подобных.
Сын и отец никак не могут поладить: первый (Догу Демирколь) – ввиду возраста, максимализма, второй (Мурат Джемджир) – из-за собственных надежд, возлагаемых на наследника, которому, впрочем, и передать-то нечего. Даже друзей у них нет. Но… во многом потому, что изгои по призванию в подобном окружении не нуждаются.
Удержаться на плану посреди чуждых элементов можно только благодаря погружению с головой в какое-то дело. Это может быть поиск источника в местах, где вода приходит лишь с неба. Или написание и последующее издание книги, которая откроет людям глаза на определённые вещи.
Но даже если окружающие смеются над твоей наивностью, ибо яма в земле растёт на глазах без видимого толку, а книгу твою не только не покупают, но и просто не читают те, кому она подарена (правдивая демонстрация типичной писательской доли – без вмешательства денег, рекламы и связей), то на помощь может прийти тот, кого ты считал самым безнадёжным неудачником. И когда отец главного героя – единственный, кто прочитал книгу сына, – сравнивает себя с одиноко стоящей и никому не нужной дикой грушей, плодами которой, тем не менее, можно иногда питаться в течение нескольких дней, несостоявшийся писатель не находит ничего лучше, кроме как поверить в родительскую мечту, которую сам же долгое время беспощадно высмеивал.

Степан РАТНИКОВ.

Комментарии:

Добавить комментарий