Память вместо самой песни

Память вместо самой песни

Вы замечали, что редко какой человек способен оценить песню, услышав её впервые? Вот тащитесь вы по определённой музыкальной композиции, хотите поделиться ею с кем-то из своих знакомых, а в ответ слышите слегка обидное для вас: «Как-то не очень. Не моё». Бесспорно, человек не обязан любить то же самое, что и вы. Свободу выбора никто не отменял. Но как реагировать, если ваш товарищ (подруга) в очередной раз приходит в гости и слышит ту же самую песню, после чего просит сделать погромче, дескать, трек зачётный? Знакомая картина?

На мой взгляд, всё дело в том, что люди не столько слушают саму песню в целом (особенно касается зарубежных композиций), сколько «прислушиваются» к собственным воспоминаниям, связанным с ней. Если человек когда-то хорошенько под эту композицию посидел с друзьями, посмеялся, поиграл в футбол, баскетбол или ещё какую игру, слышал её во время важного свидания или, напротив, во время расставания, ссоры, просто скучного вечера, проведённого в думах у окна (примеров можно привести множество), то знакомые мотивы вряд ли оставят равнодушным. В противном случае человек будет только слушать, но, отягощённый левыми мыслями, не сможет ничего услышать, а потому и не оценит.
В этом плане я уважаю людей, которые умеют по-настоящему ценить музыку и, раз уж на то пошло, голоса. Не важно – какую и какие соответственно. Главное – с первого раза. Поймать ритм, уловить какие-то уникальные нотки, надумать что-то своё, с нуля, под незнакомые звуки. Это, как ни странно, редкое умение. И обладают им, по моим наблюдениям, сугубо люди творческие. А поддаваться всеобщей истерии под названием «мода» и слушать то, что слушают почти все, – что ж тут творческого-то? Такие люди зачастую вообще никаким вкусом, мнением, позицией не обладают: где все, там и я; что у всех, то и у меня; какие все, такой и я…
Иная история складывается с текстами, особенно если говорить о русских песнях. Это уже, к слову, многие слышат. И способны оценить махом. Даже аналогии с собственной жизнью или мировоззрением приводят, как говорится, не отходя от кассы. Но лично меня слова в песнях никогда не интересовали. Если мне нужны именно слова, то я открываю… книги. В них нет однозначно звучащей музыки, равно как нет и голоса, кроме своего, читательского. Потому я и разграничиваю литературу с музыкой. Первая – для мышления и насыщения. Вторая – для отдохновения и очищения.

Степан РАТНИКОВ.

Поддержать автора можно здесь.

Комментарии:

Добавить комментарий