«Потерял слепой дуду» Александра Григоренко

«Потерял слепой дуду» Александра Григоренко

Почти любая игрушка востребована до тех пор, пока действует эффект новизны. Дальнейшая судьба – пылиться на полке, в ящике или просто где-нибудь в углу. Потому что надоела. Если же игрушка ломается, то её и вовсе выбрасывают. Такая же судьба была уготована главному герою повести дивногорского прозаика и журналиста Александра Григоренко – Шурику Шпигулину. Глухонемой мальчишка, ввиду своих особенностей, долгое время был интересен девчонкам, сгорающим от любопытства, но вместе с тем игнорируем вечно занятыми взрослыми, за исключением всё понимающей родной бабули.

Не стало старушки – исчезла опека, сменившаяся для Шурика опустошением. Оно, в свою очередь, привело к пьянству и сопровождавшему его букету проблем, решать которые было невмоготу. Да и просто некому. Не умеющий подтираться не может не гадить… А подобранного с улицы тянет обратно…
Но, как верно подмечает Григоренко, «водка ни при чём». Корни-то не туда ведут. Человек, нашпигованный под завязку, будто бы смиряется со своей участью. И можно сколь угодно говорить о фатализме, о судьбе, уготованной блаженным («Как в церькве, на иконе», – охарактеризовали своеобразного Шурика при рождении), однако воспитание и вообще окружение – тот базис, на котором строится личность. А уж наследственность вкупе с нелюбовью творят ещё те чудеса: Шпигулин-старший сам с «завидным» постоянством прикладывался к бутылке, а сына и знать не хотел. Слепой же без дуды правильный путь в одиночку не отыщет.
Сюжетная составляющая повести во всех смыслах превосходна. Но веса ей добавляет и авторский язык. От их филигранного сочетания читателю впору ощутить себя тем же Шуриком Шпигулиным: от беспощадной правдивости буквально глохнешь, а каждый художественный оборот и заковыристое словцо дают понять, что добавлять тут в принципе нечего, сколько бы рот ни открывался. И, как результат, пьянящее состояние после прочтения.
Добавлю, что в книгу «Потерял слепой дуду», изданную в 2016 году ArsisBooks, помимо повести, вошло ещё несколько эссе и рассказов – сколь интересных, столь и глубокомысленных. А «Фимочка» и вовсе завоевала моё сердце. Очень жизненный и актуальный рассказ. Его концовку я не просто предугадал, но и искренне поддержал, в очередной раз порадовавшись тому, что живу один и имею возможность сохранять свой мозг в целостности.

Степан РАТНИКОВ.

Комментарии:

Добавить комментарий