Преображение «Авроры»

Впервые побывал на борту «Авроры», посещение которой после реставрации четырёхкратно выросло в цене – со 100 до 400 рублей. Правда, мне не пришлось раскошеливаться. В этом и заключается прелесть журналистской работы: посещаешь исторические места или интересные мероприятия и сам же получаешь за это деньги. Легендарный крейсер вернулся на место своей вечной стоянки после комплексного двухлетнего судоремонта. И в первые же дни количество желающих взглянуть на преобразившуюся «Аврору» как минимум вдвое превышало нагрузку, с которой судно фактически могло справиться.


На первый взгляд, «Аврора» внешне особо не изменилась, хотя Кронштадтский морской завод проделал действительно очень большую работу. На крейсере многое было сделано по системам жизнеобеспечения, видеонаблюдения, пожаротушения, энергоснабжения и водоотлива. На 15% заменили тиковую палубу, которую во время ремонта 1984-1987 годов меняли вообще полностью.
Однако для посетителей куда важнее то, что в ходе реставрации основное внимание было уделено музейным экспозициям «Авроры». Они были полностью переоборудованы и реорганизованы. А главное – вместо шести залов стало девять.
«Полностью изменился и сам подход к экспозиции, – говорит заместитель директора направления стратегических проектов и руководитель направления военно-патриотических, музейных и учебных комплексов Группы «Кронштадт» Евгений Шишенин. – Если раньше «Аврора» подавалась как символ Октября, то теперь уже как свидетель самых знаковых событий – начиная от своей закладки и спуска на воду и вплоть до наших дней. В экспозицию включено много мультимедийных решений, которые делала наша компания».
Учитывая, что «Аврора» – это памятник кораблестроения, смотреть здесь нужно на всё. Но, как уверяют реставраторы и музейные сотрудники, в первую очередь посетителей притягивает баковое орудие, из которого был произведён исторический выстрел, послуживший, согласно легенде, сигналом к штурму Зимнего Дворца.
«Обращают на себя внимание и морские дельные вещи, расположенные на палубе, а также паровой катер, шлюпки и различные орудия, которые тоже были отреставрированы, – добавляет Евгений Шишенин. – Непосредственно в музее наиболее привлекательными считаются второй зал, рассказывающий о быте экипажа и о приёме пищи, а также восьмой и девятый залы, которые пока ещё не открыты и будут посвящены медицине. В частности, «Аврора» является первым судном в мире, на котором был установлен рентгеновский аппарат».
Нельзя не напомнить и о возвращении крейсера Военно-морскому флоту России. Благодаря этому на судне вновь появился военный экипаж – офицеры, матросы, мичманы.
«Раньше «Аврору» называли легендарным крейсером революции, один выстрел которого привёл к 70 годам разрухи, – напоминает заведующий филиалом Центрального военно-морского музея на крейсере «Аврора» Николай Авраамов, к слову, выпускник Нахимовского училища 1977 года, напротив которого судно как раз и располагается на вечной стоянке. – Но сегодня это больше символ эпохи, потому что вместе со страной крейсер пережил все взлёты и падения, прошёл основные этапы, включая Русско-японскую войну и Цусимское сражение, Первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, Великую Отечественную войну, был учебным кораблём и кузницей кадров ВМФ, прошёл несколько ремонтов, ну и далее по списку».
В ближайшие годы музейные экспозиции крейсера продолжат, по мере возможностей, дополнять новыми историческими экспонатами и всячески развивать. Что касается непосредственно судовых вещей, то, учитывая сроки предыдущего ремонта, какие-то новые обследования «Авроры» понадобятся, скорее всего, примерно через 30 лет.

Степан РАТНИКОВ.

Комментарии:

Добавить комментарий