«Медведь» Валерия Медведева

театр

Одни люди ведут счёт пляжам, на которых довелось позагорать; другие делают фото в различных кафе, ресторанах или барах, где удалось душевно посидеть; третьи собирают сувениры из посещённых городов… А я постепенно пополняю личную копилку просмотренных спектаклей, среди которых теперь значится постановка из репертуара Тобольского драматического театра имени Ершова. В первую столицу Сибири меня занесло по работе. Возил детей на «Императорский маршрут», а заодно и сам приобщился к истории семьи Романовых. Спектакль «Медведь» поставлен Валерием Медведевым и Виктором Моором по одноимённой пьесе Антона Чехова и впервые состоялся в Тобольске ещё в марте 1918 года – в домашнем театре уже бывшего царя с его дочерями.

Отрёкшийся от престола Николай II впоследствии был сослан в упомянутый город, где и провёл в доме губернатора заключительный год своей жизни – перед роковым расстрелом в Екатеринбурге. Спектакль перемещает зрителя в те смутные времена и позволяет проникнуться атмосферой чистейшей и непоколебимой любви, в частности, многодетного отца к одной из своих дочерей – Ольге.
Один лишь взгляд главы семейства, которого играет Игорь Колдачёв, преисполнен самых добрых и искренних чувств. Этот человек никогда бы не повысил голос на родных и не сделал им больно, а потому удивительно, что во время репетиции бывший царь проявляет если не агрессию, то повышенную эмоциональность. Значит, мог! Способен был на это. Но не хотел. Многое терпел. И умел любить по-настоящему. Близких – как минимум.
В восьмидесятиминутной постановке задействованы всего пять человек. Но трое из них – Игорь Колдачёв, Ирина Полыгалова и Константин Орлов, благодаря участию в репетиции пьесы, предстают в нескольких образах и создают эффект многоликости, преподнося самих себя в новом свете и тем самым не давая зрителю заскучать. Говорить о профессиональных качествах артистов слишком много не стану, ибо каждый по-своему блистателен и убедителен.

А ещё «Медведь» пестрит не только трагическими, но и комедийными нотками. Концовка же и вовсе открыта. И хотя многим известна дальнейшая судьба Романовых, нельзя с уверенностью сказать, чем завершился бы спектакль, продлись он ещё минут двадцать. А всё потому, что постановщики изначально не планировали воссоздавать ход событий вековой давности, предложив публике иную версию – с элементами вымысла. Впрочем, история сослагательного наклонения не терпит. Поэтому остаётся лишь догадываться, что могло бы быть в стране, останься Николай II на троне или хотя бы просто в живых.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать