«Летние осы кусают нас даже в ноябре» Александра Баргмана

театр

Главный вопрос, которым задаются зрители, связан с загадочным названием постановки. Трактовать его можно как угодно, и один из вариантов, на мой взгляд, будет означать бесконечность существующих проблем и их незабвенность. Ведь стереть что-то из памяти по собственной воле почти невозможно – разве что к помощи упавшего на голову кирпича прибегнуть. Сам спектакль, поставленный Александром Баргманом по пьесе Ивана Вырыпаева, вполне сравним с артхаусными киношедеврами, если говорить о потаённых уголках сюжетной составляющей, куда способны добраться только самые дотошные и устремлённые люди, умеющие и любящие думать. Конечно, далеко не всегда их думы приводят к идеальной разгадке того замысла, который был вложен в сценарий автором. И эта грань творчества по-своему прекрасна: не всё ж на блюдечке с голубой каёмочкой получать – надо и над осиными укусами поколдовать немножко, чтоб жизнь мёдом не казалась.

Куда проще разгадать загадку про два берега непроходимой реки, на одном из которых – олени, а на другом – вкусный ягель. Ведь неслучайно был упомянут мост, который рано или поздно где-нибудь да возникнет, а потому нужно упорно идти вдоль берега, чтобы достичь желаемого. Олени – это люди, отказывающиеся от своей мечты после первой же преграды на пути. Мост – спасение, которого достойны лишь те, кто приложил усилия, включая смекалку. В спектакле «Летние осы кусают нас даже в ноябре» все мечты связаны со счастьем в личной жизни, а река – непроходимое и губительное взаимонепонимание, недоверие. Однако соорудить мост почти никто и никогда не спешит, лениво поглядывая в сторону другого берега, где предостаточно вкусного ягеля, ещё никем не обглоданного.
«Летние осы кусают нас даже в ноябре» Александра БаргманаКамерная постановка, построенная на загадках, догадках и непонятках, хороша ещё и тем, что действие развивается перед самым носом у зрителей, которых артисты Большого драматического театра имени Товстоногова активно задействуют. А в ролях, к слову, всего-то три человека. Но каждый из них успевает хотя бы по разу перевоплотиться, что пуще прежнего запутывает публику, не испытывающую от всего этого ни малейшего дискомфорта – благодаря утончённости и пластичности Варвары Павловой, забавной сумбурности Евгения Славского и неподражаемой харизме Александра Рониса.
Более того, живое музыкальное сопровождение в исполнении барабанщика и гитариста Яна Лемского и пианиста и баяниста Владимира Розанова делает спектакль ещё более оригинальным и запоминающимся, периодически отвлекая публику от мыслей, связанных с безуспешными попытками докопаться до истины, скрываемой персонажами. Тот самый случай, когда «ничего не понятно, но очень интересно», причём с комедийным подтекстом.
Правда, этот «ягель» предназначен исключительно для тех, кому уже стукнуло восемнадцать. Зрителям помладше пока ещё рановато с летними осами связываться – до условного ноября подождут.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать