«Собака на сене» Юрия Цехановского

театр

Постановки заслуженного артиста России Юрия Цехановского имеют общий рисунок, а потому узнаваемы. Основная ставка – на душевные терзания и сложность выбора. При этом драматические сцены перемежаются лёгким юмором, без малейшего намёка на пошлость. «Собака на сене» (по одноимённому произведению Лопе де Вега) – не исключение. Графиня Диана сгорает от любви к своему секретарю Теодоро, быть с которым не может из-за сложившихся в высшем обществе предрассудков, дескать, женщине такого статуса негоже создавать семью с какой-то мелкой сошкой. Влюблённые прекрасно понимают, на что себя обрекают, а потому невольно мучают друг друга. И не всякий зритель вынес бы два с лишним часа подобного действа, если бы не персонажи, вызывающие уйму неподдельных улыбок.

Главный из них – лакей секретаря Тристан. Это, как по мне, одна из лучших ролей Валерия Бурдика, который превосходно изображает добродушных тюфяков, падких на выпивку, но способных при этом обвести вокруг пальца даже самых недоверчивых и влиятельных людей. Убери подобного персонажа из спектакля, и минимум треть зрительного зала окажется в объятиях Морфея, несмотря даже на пробирающий до самых косточек вокал Марии Селивёрстовой, играющей Диану.
Её ухажёры – угловатый и твердолобый маркиз Рикардо и слишком манерный и великовозрастный граф Федерико – тоже вдоволь веселят публику. Первый из них (Владислав Питальский) даже на решётке готов повиснуть, лишь бы изобразить преданного пса, готового служить прекрасной хозяйке. Второй же (блистательная роль многоопытного Александра Александрова) пытается покорить молодую женщину почти отцовской добротой и бесчисленными поклонами, заметно контрастирующими с прямолинейными ужимками Рикардо.
Из этой парочки претендентов Тристан как раз и делает самых настоящих шутов. Причём и в реальности хватает персонажей, подобных маркизу и графу, которые убеждены: роскошные женщины только их и дожидаются, якобы просиживая у окна бесцельно дни напролёт, ну, или лёжа собакой на сене.
Добавлю, что хоровых и хореографических сцен в спектакле Красноярского музыкального театра не очень много. Но это и к лучшему, ибо страсти закручены так, что не всякий зритель быстро разберётся в сюжетных хитросплетениях – кто с кем и зачем. И лишний раз отвлекаться на что-то третьестепенное мало кому хочется. Такая уж публика, к сожалению, пошла. Отвыкшая – в большинстве своём – много думать. Благо не все театры и режиссёры идут у неё на поводу. И спектакли, призванные заставить зрителя размышлять, а не бестолково хохотать, никуда не делись.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать