«Пленницы»: от свистка до свистка

кино

Два с половиной часа нескончаемого напряжения и тревожного ожидания счастливой развязки, которая долго не наступает. Сложно как-то иначе охарактеризовать американский триллер Дени Вильнёва, впервые показанный на широких экранах в 2013 году. Под стать и работа оператора Роджера Дикинса с художниками-постановщиками: подавляющее большинство сцен снято в непогоду, в тёмное время суток или же во мраке, включая многочисленную бытовуху. На выходе – впечатляющий саспенс, который вызывает совсем не мурашки, а лютую ненависть, перемежающуюся с состраданием.

На чувстве сильнейшей неприязни сюжет «Пленниц» как раз и построен. Одни персонажи ненавидят саму жизнь, другие – окружающих, третьи – Бога, четвёртые – тех, кто ненавидит жизнь, окружающих и Бога. Разворачивается борьба – длительная, жесточайшая и бессмысленная. И не разобрать, кто за что на самом деле борется, кто побеждает в этой неравной схватке, да и не смахивает ли желанная кем-то победа на фактическое поражение.
Это фильм о больных людях. Не от мира сего – как семейка Джонс. Или же о вполне приземлённых, но не способных психологически справляться с нахлынувшими неприятностями, а потому мгновенно теряющих рассудок, – как семья Довер. Вместе с тем детектив Локи, ведущий дело о похищении двух маленьких девочек, вроде бы хладнокровен и разумен. Однако постоянные переработки и желание добиться справедливости, а не отработать сугубо для галочки, приводят этого трудоголика к недосыпу, нервному тику и – в конце концов – внезапному срыву, из-за чего очередной допрос с пристрастием выходит за рамки закона, оборачиваясь непоправимыми последствиями.
Реакция зрителей на фильм «Пленницы» зачастую негативная, дескать, сюжет невнятный, многое остаётся непонятным, в том числе и сценарный замысел. Хотя что ж тут непонятного? Живите по закону – Божьему в первую очередь – и по совести. А гнев, каким бы праведным он ни казался самому разгневанному, приведёт если не к вашей осечке (крайний вариант – к вашей же смерти), то к ещё одному преступлению как минимум. Спасая другого, не забывай о спасении собственном. Причём здоровье и даже жизнь – далеко не самое ценное, что можно потерять. Хотя… кому как.
Сюжет, бесспорно, неоднозначен. Как и выбор, который приходится делать главным героям фильма. А вот актёрская игра однозначно стоит того, чтобы её увидеть. Блистателен как Хью Джекман в роли беснующегося Келлера Довера, ослеплённого собственным отчаянием, так и Джейк Джилленхол, представший в образе полицейского, с трудом сохраняющего концентрацию и работоспособность на фоне равнодушия коллег и активности преступников. Неподражаем и впервые увиденный мною в деле Пол Дано, правдоподобно перевоплотившийся в олигофрена Алекса Джонса, кроме которого и подозревать-то некого.
Наконец, в сценарном смысле очень хороша история со свистком. С этого предмета в фильме как раз и начинаются все беды, не дающие покоя ни Келлеру Доверу, ни детективу Локи. Свисток же связывает этих двоих и в самой концовке, которая открыта, но во многом угадываема, а потому обнадёживает.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать