Подсопье

география

Название этой деревни в Киришском районе Ленобласти уникально. И одноимённых населённых пунктов на обширной территории бывших советских земель, как ни странно, нет. Вот только происхождение у топонима весьма туманное. На первый взгляд, Подсопье – это что-то, расположенное под сопкой. Но ничего подобного в плане рельефа мне поблизости обнаружить не удалось. К тому же деревня, впервые упомянутая на карте Санкт-Петербургской губернии ещё в конце XVIII века, неоднократно меняла названия и была известна как Подцепье, Подлонье и не только.

Сегодня она представляет собой одну-единственную улицу, застроенную частными домами и расположенную аккурат между деревней Грабково и посёлком Глажево, до которого можно добраться либо через кладбище, либо по региональной трассе «Зуево – Новая Ладога». Проживает в Подсопье около полусотни человек, что, прямо скажем, немало. Сгоревших или очевидно заброшенных домов в деревне не наблюдается. Но и совсем уж роскошных – раз-два и обчёлся. Вероятно, поэтому и не удивило большое количество открытых дворов, брать в которых особо-то и нечего. Хотя едва ли не на каждом четвёртом заборе прикреплена табличка, дескать, ведётся видеосъёмка.

Сельхозтехники для такого количества домов маловато. На глаза мне попались всего два трактора. Из живности – петух да курица. Даже собаки почти нигде не гавкали. Ещё один показатель: единственная в деревне дорога совершенно не загажена помётом. В целом она плохонькая, с ямами, в ливень наверняка местами непролазная. Просёлочные дороги примерно такие же. Та, которая до кладбища, совсем уж отвратительная, причём одна из луж там почти никогда, судя по всему, не высыхает, и перебраться через неё пешком без последствий для обуви и одежды затруднительно.

Зато там же, перед поворотом в сторону погоста, возникает своего рода полянка, ведущая к берегу Волхова. Идти до реки всего минуту. И открывающиеся оттуда живописные виды стоят того, чтобы лишний раз испачкать подошвы.

Магазинов в Подсопье нет. Правда, они и не нужны. У многих жителей деревни почти всё продовольствие своё, собственными руками выращенное. На худой конец, можно доковылять до Глажева. А уж там, в административном центре сельского поселения, почти всё необходимое купишь. Было бы на что. В частности, на въезде в Подсопье со стороны автотрассы, напротив сиротинушки-таксофона, маячит обшарпанный деревянный стенд, на котором висит пара однотипных объявлений: покупаем мухоморы.

По другую сторону перекрёстка, рядом с ухайдаканной автобусной остановкой, откуда дорога ведёт уже в направлении деревни Гороховец, красуется всего один жилой домишко, ничем с архитектурной точки зрения не выделяющийся. Но к нему наверняка приковано особое внимание проезжающих. Я тоже уставился на одиноко стоящее сооружение, пытаясь понять, обитаемо ли оно. Словно по заказу, оттуда вышел хозяин с кем-то из своих друзей. Они миновали трассу и побрели в самую глубь Подсопья. Вдогонку, откуда-то из-за забора, раздался ядрёный женский голос, приправленный отборными матюгами, мол, только бы бухали. На этом, пожалуй, и завершу свой очерк о вполне типичной российской деревушке, пока ещё, к счастью, не собирающейся умирать.

Степан РАТНИКОВ.

Поддержать автора можно здесь.

Оцените статью
Комментировать