Как всё начиналось – 10: игра «Фантомас»

личное

До сих пор находятся знакомые, не ведающие о том, что я четыре года проработал в сфере образования. Но ещё меньше людей в курсе того, что в числе объединений, руководимых мною, помимо Школы журналистики «Дивногорские юнкоры» и творческой студии «Дивное кино», значилась также «Своя игра». Ничего общего с известной одноимённой викториной на НТВ, сразу скажу, нет. Я учил детей делать авторские настольные игры, причём из подручных материалов. Главное – оригинальная идея, интересные и в то же время понятные правила. А игровое поле с карточками могут быть вырезаны и нарисованы, допустим, на пачках из-под печенья.

Зачем в эпоху Интернета кому-то нужны настолки, ещё и собственноручно созданные? Да хотя бы затем, чтоб можно было поиграть с друзьями вживую, а не онлайн. Ведь возможность пошутить над своим соперником, коим наверняка будет сосед, одноклассник или даже лучший друг, решить какую-либо спорную ситуацию на пальцах, в любой момент сделать перерыв и вместе попить чаю, – бесценно! А ещё это возможность играть в то, что тебе самому хочется, и по правилам, придуманным тобой, не идя на поводу у разработчиков компьютерных игр и не отплясывая под чужую дудку. Иными словами, полезно как для саморазвития, учитывая элементы проектной деятельности, так и для душевного состояния.
На занятиях мы с детьми частенько играли в настолки, которые я придумал и нарисовал ещё тогда, когда мои ученики даже на свет не появились. Это можно считать своего рода дидактическими и методическими материалами одновременно – для наглядности. Многие из игр до дней сегодняшних не дожили: потерялись, порвались, были выброшены мною или же проданы. Да, случалось и такое: в школьные и студенческие годы я рисовал по ночам что-то свеженькое, жертвуя сном, потом звал к себе товарищей, мы садились в круг и испытывали новинку на деле, после чего кто-нибудь из заворожённых или вдохновлённых предлагал мне деньги в обмен на игру. Отказываться было грешно. Иногда я даже цену набивал, чтобы на карманные расходы была копейка-другая. А сам той же ночью создавал либо точную копию проданной настолки, либо усовершенствованную версию, меняя кое-что в правилах.
Начиналось же всё с того, что старший брат однажды притащил домой игру «НЭП». Вскоре мне довелось порубиться и в «Монополию». Но настолки, не помню почему, продержались у нас недолго. А душа школьника настойчиво требовала продолжения праздника. Так постепенно и стали появляться на свет уже авторские настольные игры.
Первые из них были совсем неказистыми – как в визуальном смысле, так и в плане придуманных мною правил. Но шаг за шагом я оттачивал мастерство. И спустя полтора-два года знакомые пацаны почти ежедневно приходили в гости, чтобы весело провести время, швыряя кубики, передвигая фишки по игровому полю, приобретая различные товары или же преодолевая препятствия на пути к определённой цели.
Моя самая первая настольная игра называлась «Фантомас». Предназначалась для двух человек, которые не соперничали, а пытались вместе выполнить конкретную миссию: спасти заложницу, завладеть бомбой и, наконец, уничтожить зеленолицего злодея из известной французской кинокомедии. Каждый из напарников шёл своей дорогой, попутно вступая в схватки с сообщниками Фантомаса. Если один из игроков погибал, то второй мог продолжить путь, чтобы справиться с поставленными задачами в одиночку. Добиться успеха удавалось примерно в каждом десятом случае. Игра была целиком и полностью на везение, не требуя от участников какой-либо смекалки.
«Фантомас», чудом переживший несколько моих переездов и заметно выцветший, нынче уже неинтересен мне ввиду примитивности его правил. Однако детям, приходившим на занятия в Дом детского творчества, эта игра очень нравилась, и они могли рубиться в неё до тех пор, пока их не отправляли по домам.
Сам, тем не менее, тоже поигрывал с ребятнёй. Но в основном во что-то более сложное – на логику, наблюдательность. Особенно хорошо шла «Башня», которую я создал два десятка лет назад, а в дальнейшем периодически обновлял игровые поля, придумывал что-то новенькое в правилах. Причём делал это прямо на занятиях, дабы вдохновить детей личным примером. Заодно ребята видели, что даже в моём возрасте играть в настолки ничуть не зазорно. Чем вам не профилактика пагубных привычек, которые зачастую возникают оттого, что школьники торопятся повзрослеть?

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать