«Барбетт одевается» Татьяны Дрёмовой

театр

У многих частенько бывает такое настроение, что хочется, к примеру, всенародной славы или просто красивое платьице, «а не вот это вот всё». Да только выдавать желаемое за действительное непрактично, хоть и легко. Побег от реальности обычно ничем хорошим не заканчивается. Но если дети ещё не способны этого понять, а потому нынче водят мнимую дружбу с многочисленными фейками, заполонившими социальные сети, то взрослые, создающие себе воображаемых друзей, – это либо прячущиеся в коконах слабаки, либо вовсе желанные гости в любой психиатрической клинике. И главный герой пьесы Марии Малухиной «Барбетт одевается», по которой в Санкт-Петербургском драмтеатре «Комедианты» поставлен почти полуторачасовой спектакль, – яркий, особенно с учётом света софитов, пример.

В словосочетании «воображаемый друг» первое слово доминирует над вторым. Соответственно, каким бы идеальным и прекрасным ни был персонаж в придуманном тобой мире, он никогда не спасёт тебя от реальной беды, в которой как раз и познаётся дружба. А главное – необходимо вовремя понять, кто настоящее продолжение тебя, а не просто дополнение, иначе сам станешь всего лишь никчёмным придатком.
В этом смысле Игорю (его играет Константин Красиков), приноровившемуся переоблачаться в утончённую Барбетт и вести сюрреалистические диалоги с Жаном Кокто (блистательная роль Андрея Никитинских, эпизодами гипнотизирующего даже зрителей), крупно повезло. Запутавшийся в себе молодой человек, нарвавшись на гомофобов, получает-таки возможность осознать, кто есть кто в этом мире бушующем. В противном случае двое детей, которых вынашивает сожительница главного героя (Ксении Ивановой удаётся живо и убедительно передать характерные черты поведения и мышления как беременных девушек, так и тех, кто заранее мирится с предстоящим статусом матери-одиночки), наверняка были бы обречены расти без отца, как это случилось когда-то и с самим Игорем.
Таким образом, в спектакле затронуты проблемы безотцовщины и, как сейчас можно выражаться, «яжматерей», не дающих своим сынкам даже шагу сделать самостоятельно. Нередко именно так и формируются латентные геи. А вырвется ли с годами наружу иная натура, решает уже… Кто, кто… Кокто! В общем, ближайшее окружение вне родных стен.
Кстати, постановку Татьяны Дрёмовой, показанную на проходящем в Киришах форуме-фестивале «Область театра», вполне можно было бы назвать и «Барбетт раздевается». Не об эротике речь – её в спектакле нет. Просто одевается (ну, переодевается) сам Игорь. А вот останется ли он Барбетт навсегда или отважится сбросить с себя по-особому тяжкий груз платья с париком – уже вопрос. С предсказуемым, впрочем, ответом.
Неоднозначна и сценография. «Комедианты» преподносят зрителю будто бы два отдельных – прямо как в голове у Игоря – мирка, где многое совпадает, но не идеально точно (доходит даже до ляпов, как в случае с УЗИ, когда беременная покидает кабинет, а на условном мониторе по-прежнему шевелятся её будущие дети). Каждый уже сам решает, немое кино на экране смотреть или же отдать предпочтение говорящим актёрам на сцене. Лично я – за реальность!

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать