«Физики» Алексея Дубровского

театр

Согласно известному анекдоту, в психиатрии ведь как: кто первым надел халат, тот и доктор. Это весьма характерно и для известнейшей, во многом парадоксальной пьесы швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта «Физики». Одноимённую комедию по ней в 2020 году поставили в Государственном академическом Малом театре. Комедию достаточно смешную – при безусловно грустном сюжете. Недаром Дюрренматт величал себя «самым мрачным комедиографом из всех существующих». И разубеждать кого-либо в оном столичный режиссёр Алексей Дубровский явно не собирался.

Бессердечные родственники и бесполезные полицейские выглядят вполне естественным дополнением общества, в котором основательница психиатрического санатория – горбатая старая дева Матильда фон Цанд (играет её Ирина Леонова) – нуждается в лечении куда больше, чем пациенты. Горбатого могила исправит? Возможно. Правда, ждать этого придётся очень долго. А тем временем в мир иной стабильно отправляются персонажи с противоположными качествами.
Заботливые и верные сиделки сравнимы с чужеродными организмами, коим нет места в царстве хаоса, эгоизма и расчётливости. И если их заменить боксёрами-тяжеловесами, не склонными к сентиментальности и не задающими лишних вопросов (гротескные образы санитаров, пожалуй, особенно забавны), то в проигрыше будут исключительно отщепенцы, а не типичные представители стада, твёрдо убеждённые в своём безупречном уме и здравии.
Интересно, что звезда телесериалов «Лихач» и «Пёс» Никита Панфилов, для которого роль Иоганна Вильгельма Мёбиуса в «Физиках» стала дебютной на сцене Малого театра, по завершении спектакля едва ли не в одиночку собирает конфетно-цветочный урожай. Пара-другая букетов выпадает, впрочем, и на долю немногочисленных артисток. А вот мужчины остаются во всепоглощающей тени своего обаятельного коллеги. Хотя Александр Клюквин, Владимир Дубровский и Василий Зотов достойны не меньшей похвалы. Однако суть не в зрительской привередливости или необъективности. Уместнее говорить о пламенной, почти слепой любви к конкретному артисту, чей кинематографический образ будет даже в театре преследовать всякого, кто однажды на экране запечатлел неподражаемую актёрскую игру.«Физики» Алексея Дубровского

Кстати, персонаж Панфилова разительно отличается от двух его чудаковатых соседей по корпусу. И если в первом действии спектакля подумываешь, будто бы в актёре гораздо больше киношного, чем театрального, то после антракта подобные мысли улетучиваются. В сравнении с Эрнести и Бойтлером, возомнившими себя соответственно Эйнштейном и Ньютоном, Мёбиус – кардинально другой «клиент»: как по характеру, так и по причинам своего появления в «убийственном» учреждении. Кроме того, очевидные помешательства и заблуждения могут оказаться банальным притворством и тщательно скрываемыми страшными тайнами, разгадать которые человечеству себе дороже. Иными словами, «Физики» наделены ещё несколькими составляющими – как минимум философской и детективной.
Тем не менее полноценной правды зрителям не узнать. И их надежды на это рушатся вместе с осыпающимися – при помощи качественных видеотехнологий – стенами здания лечебницы, что отчасти символизирует и вероятный крах планеты. Ведь ей всерьёз угрожают самодуры, способные дорваться до нюансов масштабных научных открытий.
В целом же сценография не вычурна и со всеми её дверьми, ступеньками, мебелью, посудой, плащами, париками близка к классическим театральным канонам. Не приковывают к себе особого внимания и свет с музыкой. Ведь активно бросаться в глаза или бить по ушам – что-то из области психиатрии, а в «Физиках» соответствующие роли уже заняты.

Степан РАТНИКОВ,
лауреат премии в области литературной и театральной критики «Я в мире боец» имени Виссариона Белинского за 2023 год.

Оцените статью
Комментировать