«Наш городок» Александра Кузина

театр

Жизнь идёт своим чередом, а мы не ценим пролетающие денёчки. Всего нам мало, всё для нас плохо. Где-то там всегда гораздо лучше, чем здесь, и кто-то обязательно в разы счастливее, чем мы сами. Ноем, скулим, завидуем, а смертный одр – бац! – и «подкрался» незаметно. И вот тогда-то, делая последние вдохи и выдохи, мы понимаем, что тот самый поцелуй получился сказочно нежным, те самые блинчики были божественно вкусными, та самая прогулка по занесённому осенней листвой парку выдалась волшебной и вдохновляющей… Но уже ничего не вернуть и не повторить. Хотя можно и нужно было всё это ежедневно смаковать и планомерно приумножать – не в материальном смысле. Увы, слепота, жадность, помешательство на фальшивых ценностях превратили волшебный дар под названием «жизнь» в никчёмное существование или бесполезную погоню за миражами.

В сущности, как раз об этом «Наш городок» – двухчасовой спектакль петербургского театра «Суббота», поставленный Александром Кузиным по пьесе Торнтона Уайлдера, которую тот написал ещё в конце 1930-х.
Завтраки, обеды и ужины. Учёба и работа. Встречи, свадьбы, роды. Всё как у многих других. Но немножко по-своему. Надо лишь понять это, вовремя заметить. Сравнивать себя не только с теми, у кого больше и лучше, но и с теми, у кого меньше и хуже. Ведь даже маленькая радость зачастую и есть то самое огромное счастье, значимость которого мы сами занижаем. Убедиться в этом можно на примере семей Гиббс и Уэбб, а также других жителей американского городка в штате Нью-Гэмпшир.
Камерная сцена «Субботы» необычна. Маячащие посреди неё столбы зритель-новичок поначалу воспринимает как помеху, но во время спектакля они становятся неотъемлемой его частью. Натянутые по краям сцены верёвки служат одновременно и шторками, и своего рода струнами души многих персонажей, которые куда более чувственны, чем может показаться по их сдержанному поведению. Табуреты со спинками-крестами – ещё одна находка декораторов. А старинные, но не пёстрые костюмы вкупе с мрачноватым освещением и трепетными голосами хористок добавляют пущего драматизма «Нашему городку» в исполнении театра на Звенигородской.
Андрей Гульнев в роли не то рассказчика, не то ассистента режиссёра умудряется не только завладеть вниманием зрителей и заинтриговать их, но и настроить на позитивный лад, заблаговременно сглаживая острые сюжетные углы, с которыми предстоит столкнуться тем, кто не просто сидит в крошечном зале, а пропускает всё через себя и переживает. В частности, мало кому удаётся сдержать слёзы и даже просто остаться равнодушным в финальной сцене, когда раздаётся роковой выстрел.
Игра актёров в принципе хороша, без очевидной ходульности. Запоминаются даже второстепенные персонажи. Тем не менее для себя я выделил двоих: Саймон Стимсон в исполнении Владимира Абрамова и мистер Уэбб, сыгранный Владимиром Шабельниковым. Тот случай, когда высокое актёрское мастерство органично дополняет отличный типаж.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать