«Окна, улицы, подворотни» Юрия Смирнова-Несвицкого

театр

«Окна, улицы, подворотни» идут на сцене санкт-петербургского театра «Суббота» уже более пятнадцати лет. Причина живучести и успеха спектакля, думается, в том, что его действие разворачивается на Васильевском острове. Об этом изначально свидетельствует висящая на стене камерного зала табличка с надписью «Переулок Каховского», а в дальнейшем – ещё и исполняемая актёрами песня. Любой человек, влюблённый в Северную столицу, наверняка обожает и тот клочок российской земли, на котором было построено первое каменное здание в Петербурге. А если мысленно перенестись в советские времена и окунуться в царившую на Васильевском острове романтику подворотен, то получается лакомое блюдо, которое остаётся приправить разве что блистательной актёрской игрой.

А уж служители сцены точно в полном порядке. Причём на фоне трёх подружек – Маши, Нины и Гали (Валентина Лебедева, Ксения Асмоловская и Софья Андреева соответственно), делающих своё дело чисто, почти безукоризненно и, насколько это позволяет сценарный замысел, в меру занимательно, сильно выделяется Анастасия Резункова в чудаковатом образе женщины воображаемого капитана. Отмечу и типажность Снежаны Соколовой, играющей Азу: вряд ли возможно представить кого-то другого в подобной роли – и не только из труппы «Субботы», особенно по завершении спектакля, когда у зрителя ещё не угасло послевкусие.
Вне конкуренции же – Иван Байкалов, уроженец Талнаха (к слову, я неоднократно обращал внимание на то, что в петербургских театрах на хорошем счету артисты, имеющие отношение к Норильску, а их на берегах Невы далеко не один десяток). И если в роли Витька он донельзя хорош, то в образе преданного пса, в которого ненадолго перевоплощается ближе к концу постановки, по-настоящему бесподобен. Когда зритель видит такие исполнения, то сюжет перестаёт иметь значение – превосходных актёрских соло более чем достаточно.
Наконец, о том самом сюжете. Он связан с честолюбивыми планами советской молодёжи, которая жаждала кардинальных перемен в собственной жизни и готова была вписаться в любую авантюру. Однако скоропалительные решения ребят и влияние того времени нанесли неизгладимый отпечаток. Как следствие – рухнувшие надежды и горестные воспоминания, бороться с которыми можно лишь при помощи крепкой дружбы и неуёмного желания жить. А когда живёшь на Васильевском острове, пускай даже в коммуналке, тянуть лямку суровых будней и пытаться увидеть в них хоть что-то прекрасное гораздо легче.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать