«Золушка» Сергея Шалагина

театр

В музыкальном театре «Петербургская оперетта» верно подмечают, что сказку «Золушка» написали уже давно, «а она всё живёт и живёт, и каждый рассказывает её на свой лад». Во всяком случае, такой подачи, как у Сергея Шалагина и его подшефных, прежде встречать не доводилось. Никаких пиратов и фараонов, как в самой ранней версии, обнаруженной на египетских папирусах. Никаких карет с тыквами, как в редакции Шарля Перро, не говоря уже о королевском происхождении главной героини. Ореховое деревце, исполняющее желания, как было у братьев Гримм, тоже отсутствует. Хотя сюжет всё равно узнаваем и – без всякого преувеличения – трогателен.

В «Петербургской оперетте» отцом Золушки сделали лесничего. Но подкаблучником он, в сравнении со своими литературными предшественниками, быть не перестал. Более того, получает от жёнушки таких смачных лещей, что зрителю впору задуматься: не ошиблись ли в театре с возрастной маркировкой спектакля – «ноль плюс»? Не говоря о выпивке, в периодическом употреблении которой сознаются привратники, уснувшие на своём ответственном посту и застуканные наблюдательным королём.
Кстати, поведение одного из привратников донельзя удивляет ещё до начала постановки – это уже без всякой критики. Алексей Полунин в образе услужливого молодого человека заранее разогревает публику, бегая по рядам и учтиво предлагая программки юным посетителям и их родителям. Постоянный контакт артистов со зрительным залом в принципе характерен для спектакля. Дети с удовольствием принимают существующие по умолчанию условия игры. А заодно познают полезные для дальнейшей жизни магические азы – под стать юному пажу, который неоднократно повторяет: «Я не волшебник. Я только учусь».
Взрослые, погружённые в максимально сказочную атмосферу, охотно верят во всё, что творится на сцене. Это происходит во многом благодаря соответствующим костюмам и декорациям, а также вдохновенной актёрской игре. Её, пожалуй, лишь чуточку омрачает не шибко впечатляющий вокал в исполнении пары персонажей. Впрочем, автор рецензии не музыкант – и даже не учится.
Благо к самой Золушке в исполнении Натальи Молодожён – с её ангельским голосом, кротким взглядом, милейшей улыбкой и утончёнными движениями – придраться могут разве что мачеха да сестрицы. Последние выставлены образцом вульгарности, напыщенности и глупости. Причём в реальности таких выскочек, нагло идущих по головам к сомнительным вершинам, гораздо больше, чем добросердечных скромняг наподобие главной героини сказки. Однако спектакль Сергея Шалагина чётко и вместе с тем красиво даёт понять: никакие связи не сделают ступни маленькими, душу большой, а сердце справедливым.

Степан РАТНИКОВ,
лауреат премии в области литературной и театральной критики «Я в мире боец» имени Виссариона Белинского за 2023 год.

Оцените статью
Комментировать