«Жизель» Валентина Грищенко

театр

Балет – это не только о красоте, которая либо спасёт мир, либо уничтожит его, если он не будет ценить упомянутую «страшную силу». Балет – это ещё и о понимании, либо существующем даже без лишних слов, либо отсутствующем напрочь, как ни разжёвывай детали. Вот и «Жизель» – с её грациозностью и чувственностью – максимально далека от реальной «жизы» и позволяет хотя бы на пару часиков позабыть о вездесущей корявости и холодности.

Упомянутый спектакль давно стал классикой и неотъемлемой репертуарной составляющей многих театров. Один из них – Русский Классический Театр Балета, чьим художественным руководителем является выпускник профильного красноярского училища Валентин Грищенко. Московский коллектив много гастролирует по России и иным странам (моё знакомство с ним состоялось во Дворце культуры КИНЕФ в Киришах). При этом артисты частенько меняются, и зрителю крайне сложно попасть на один и тот же состав.
Тем не менее партию Жизели в одноимённой постановке уже несколько лет исполняет восхитительная Екатерина Токарева. Кроме того, она даже успела внести в образ своей героини авторские штрихи. Один из них связан с причёской, которая к концу первого акта, на фоне царящего на сцене безумия, теряет строгую форму, и волосы обманутой крестьянки становятся распущенными.
Спектакль преисполнен драматизма. С первых и до последних минут. По восходящей. Публика наблюдает за смятением неопытной девушки, оказавшейся на распутье. Её чувства пылают, что крайне опасно для больного сердечка. И нарваться на мужское коварство, прямо говоря, смерти подобно. Однако «Жизель» в очередной раз подтверждает: женщины любят обманщиков, ловеласов и плохишей, не обращая внимания на простачков с их чистейшими и искренними намерениями.
Вот и героиня Екатерины Токаревой, даже превратившись в вилису (так в славянской мифологии величали умершую до брака невесту, которая не нашла покоя в могиле и в полуночное время выбирается наружу, чтобы «до чёртиков» затанцевать попавшегося на глаза мужчину), берётся спасать своего избранника Альберта от погибели, чего ранее не избежал лесничий Ганс, при жизни так и не дождавшийся ответных чувств от юной крестьянки. В этом смысле поведение горемыки у надгробия умершей возлюбленной – ещё одна мощная линия спектакля.
Сам он состоит из двух актов. Причём совершенно не похожих друг на друга. Первый ассоциируется со светом, жизнью, динамикой и мечтами. Второй же напоминает мрачный и тягучий сон – не только на сцене, но и в зрительном зале, – вперемешку с воспоминаниями и сожалениями. Под стать оному, к слову, и задник с кладбищенским мотивом.
Даже кордебалет поначалу далеко не всегда синхронно работает, на что обращаешь внимание ещё и ввиду заметно разнящихся антропометрических данных балерин. При этом хоровод вилис в подвенечных платьях, ведомый взыскательной предводительницей Миртой в лице Юлии Прошкиной (она же – Батильда в первом акте), выглядит слаженно и танцует безупречно.
С одной стороны, казалось бы, случайность. А с другой – вероятный намёк на неидеальное поведение людей в донельзя разрозненном обществе. Тогда как чёткий и строжайший порядок возможен разве что в загробном мире, где позволить себе хоть какие-то вольности способна лишь навеки влюблённая Жизель.

Степан РАТНИКОВ,
лауреат премии в области литературной и театральной критики «Я в мире боец» имени Виссариона Белинского за 2023 год.

Оцените статью
Комментировать