«Отель «Всё включено» Андрея Дежонова

театр

Попасть впросак с постановкой пьесы Рэя Куни сложно, но можно. Культовые творения драматурга гротескны и лихо закручены, а сюжет каждого из них напоминает не столько снежный ком, сколько пружину, грозящую в любой момент разжаться и предательски обнажить искусственность. Однако зритель – хоть постоянный, хоть залётный – вряд ли согласен на очевидную неправдоподобность. Соответственно, многое зависит от исполнителей, априори ходящих по весьма тонкому льду.

Артисты петербургского театра «Легенда», задействованные в спектакле «Отель «Всё включено», не делают лишних движений – при огромном количестве оных. Как следствие, вышеупомянутый лёд выдерживает нагрузку, и публике совершенно не к чему придраться. Более того, «провались» кто из персонажей – хохот в зале наверняка даже усилится, причём в самом положительном смысле. Настолько безупречны работники и постояльцы «легендарного» отеля, если оценивать их как единое целое. Включая создателей роскошного балкона на арьерсцене и инициаторов блестящей идеи с видеодомофоном в номере отеля.
Театральные деятели уже как только ни переиначивали популярную пьесу «№ 13». На отечественной сцене наиболее известными вариантами названий являются «Он, она, окно, покойник», «Он, она, окно и тело» и им подобные. В этом смысле детище «Легенды», впервые поставленное Андреем Дежоновым во второй половине 2022 года, заметно выделяется на фоне спектаклей-собратьев. Впрочем, никакая замануха с оригинальной обёрткой не сработает, если под ней пустота или безвкусное содержимое.
Молодой петербургский театр, судя по всему, не намерен плодить ни эконом-класс, ни стандарт, а потому предлагает своей публике All inclusive, позволяя и насмеяться до слёз, и на условных иголках в ожидании развязки насидеться, и чужими эмоциями напитаться, и балетными номерами насладиться, и женской красотой налюбоваться, и в воображаемое зеркало попутно наглядеться. А в отражении уж точно мелькнёт что-то знакомое: ни один из семи смертных грехов в спектакле стороной не обойдён – всё включено.
Если выделять ключевые мотивы и посылы этой комедии положений, то наиболее очевидны следующие: «Друг познаётся в беде», «Не открывай ящик Пандоры», «Лжи много, а правда одна». Вместе с тем торжество фальши, сопровождаемое прямым или завуалированным перекладыванием ответственности, позволяет одним героям выйти из спячки и реализовать скрытый потенциал, а другим, наоборот, перестать притворяться или пребывать в амбивалентном состоянии и наконец-то выпустить всех бесов на волю.
Василий Башмаков в роли Джорджа Пигдена – секретаря помощника премьер-министра – представляется этаким Чертёнком № 13. И дело отнюдь не в его обманчивой неуклюжести или взъерошенных волосах, а в стремлении «любить всех», пускай даже вынужденно. Настоящий Чёрт в таком случае – похотливый и непомерно эгоистичный Ричард Уилли, блистательно изображаемый Сашей Сергеевым. И если кто способен хотя бы эпизодически затмить парочку ключевых персонажей, то только хитрющий официант (Егору Сигаеву – особое почтение), выжимающий максимум из весьма щекотливой ситуации и чем-то напоминающий Чёртика из табакерки. Вот какие ассоциации возникают в отношении чертовски весёлого и адски жаркого спектакля, который определённо стоит увидеть.

Степан РАТНИКОВ,
лауреат премии в области литературной и театральной критики «Я в мире боец» имени Виссариона Белинского за 2023 год.

Оцените статью
Комментировать