«Волки и овцы» Анджея Бубеня

театр

Пьесы Александра Островского – неоспоримая классика на все времена. Однако в XXI веке смело можно осовременивать творения величайшего драматурга: спектакли вряд ли станут актуальнее, а вот зрителю – уж точно ближе и роднее. Соответствующая трёхчасовая постановка Анджея Бубеня, на сцене впервые представленная в декабре 2020 года, по сей день имеет успех в санкт-петербургском Театре-фестивале «Балтийский дом». Достаточно ли было для этого внедрить сцены с курением кальяна, подсадить персонажей на нюхательный табак, разбавить их речи сленговыми вкраплениями? Маловероятно.

Без качественной актёрской игры, вписывающейся в расплывчатые рамки современности и оригинального текста одновременно, дело труба. А служители «Балтийского дома» очень умело барражируют между вечным и скоротечным, удовлетворяя запросы самого строптивого зрителя и при этом не пороча авторское имя, что нередко случается при всякого рода трансформациях – излишне смелых или необдуманных.
В «Волках и овцах» Анджея Бубеня к месту приходятся все и всё: застенчиво-нервное поведение Евлампии Николаевны (Мария Лысюк) – молодой вдовы, неуверенной в себе, но чрезмерно доверяющей другим; внезапно вырывающаяся наружу сексуальность Глафиры Алексеевны (Анастасия Подосинникова) – бедной девицы, чей огонь страсти никакими подручными средствами не потушить, никакими траурными одёжами не скрыть; наигранная непоколебимость Меропии Давыдовны (Наталья Парашкина) – некогда влиятельной помещицы, прячущей собственные страхи под застывшей на лице маской безразличия; показушное самолюбование Павлина Савельича (Александр Передков) – дворецкого, открыто презирающего своих хозяев, общающегося с ними через губу и вальяжно расхаживающего по мрачному логову Мурзавецких.
Кому-то из актёров веришь беспрекословно. Кому-то – не очень, учитывая чрезмерную комедийность, зато искренне и совсем не по-глупому улыбаешься. В частности, на сцене разворачивается забавный диалог: «Полюбить меня вы должны! – Да? А я и не знала». Так и зритель, усаживаясь в кресло, поначалу не думает прикипать душой к незнакомым героям, однако его заставляют, и условная жертва легко соглашается. Даже – если персонаж ещё тот «мурзавец». Ведь относительно к спектаклю «Волки и овцы» известные строки из творчества Михаила Лермонтова следует перефразировать: было бы грустно, когда бы не было так смешно. Почему? Да потому, что на каждую овцу обязательно найдётся свой волк, а на каждого волка – куда более матёрый хищник, чьё появление даст понять: остальные – всего лишь курочки, которые по зёрнышку клюют, но никогда не бывают сыты.
Отдельной похвалы достойны сценография и костюмы, подобранные Светланой Тужиковой. Действие сопровождается демонстрацией крупных планов персонажей на большом экране на арьерсцене, благодаря чему образы чётче отпечатываются в подсознании, а речи звучат эмоциональнее. Вот за всё это Анджею Бубеню и его команде категорическое мерси! Точнее, если выражаться словами осовремененного Аполлона Мурзавецкого, большое человеческое мерсище!

Степан РАТНИКОВ,
лауреат премии в области литературной и театральной критики «Я в мире боец» имени Виссариона Белинского за 2023 год.

Оцените статью
Комментировать