«Американские горки» Леонида Трушкина

театр

Хотите понять разницу между «мужчиной женатым» и «женатым мужчиной»? Тогда прокатитесь на «Американских горках», которые режиссёр Леонид Трушкин запустил в легендарном столичном «Ленкоме» ещё в сентябре 2018 года, по сей день имея бешеный успех с этим головокружительным театральным аттракционом. Вышеупомянутую разницу, вероятно, так и не поймёте. Зато человеческую натуру в целом – со всеми её изъянами и болевыми точками – разглядите в деталях.

На сцене чудеса на виражах творят всего два артиста. Зато создаваемых ими обличий – с десяток. Перевоплощается в основном Анна Большова, которой все парики и наряды к лицу и к фигуре. Но и Геннадий Хазанов в свои «за семьдесят» играючи примеряет далеко не одну маску. А уж мимика народного артиста страны, периодически даже слюной истекающего, – просто отпад!
На протяжении полутора часов зрители видят и трусость со слабостью, прикрываемые хвастовством, и коварство, облачённое в одёжу невинности, и много чего ещё. Героиня успевает превратиться из кроткой лани в хищную тигрицу, из неё – в болтливую попугаиху, финишируя в образе дрессированной собачки. А отъявленный ловелас, готовый лапать каждую, кто попадается под руку, и всерьёз убеждённый в том, что измену мужчины следует считать компенсацией за его более короткую жизнь в сравнении с женщиной, в одной из сцен ошарашенно и брезгливо восклицает: «Проститутку привёл в дом». В этом смысле оскорблённое самолюбие старого развратника, слишком рано «поверившего в себя», – одна из ярчайших метаморфоз.
Спектакль, к слову, тоже проходит витиеватый и ухабистый путь – от авантюрной комедии до слезливой мелодрамы. И от такого аттракциона у любого голова пойдёт кругом. Причём устроено это всё для того, чтобы героиня получила долгожданную возможность… покататься на карусели.
А вот сценография – пёстрая и изысканная – изменений не претерпевает. Разве что свет иногда гаснет, давая артистам необходимое время для переодевания. Чего вполне достаточно для того, чтобы постановка и обстановка ни у кого ни вызывали мыслей об однообразии или докучливости.
Наконец, о ключевых смыслах. Смех смехом, но «Американские горки» не только веселят и дух захватывают. Они напоминают о том, что бесконечные развлечения ничтожны и пусты, если человек не пытается оставить после себя хоть что-то ценное и значимое. Безостановочно хапать, потреблять, пользоваться, наслаждаться и вместе с тем избегать всякой ответственности – прямой путь к забвению своего имени потомками, а то и нынешним поколением.

Степан РАТНИКОВ,
лауреат премии в области литературной и театральной критики «Я в мире боец» имени Виссариона Белинского за 2023 год.

Оцените статью
Комментировать