«Чайка» Льва Додина

театр

Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» по итогам 2023 года не обошла стороной и Малый драматический театр – Театр Европы, чья постановка «Чайка» победила в номинации «Лучший спектакль большой формы». При этом сценическое творение Льва Додина, как и большинство других работ признанного мастера, ярким или захватывающим не назовёшь. Оно, напротив-таки, мрачноватое – по свету с сюжетом – и во многом тягомотное, особенно поначалу. Зато максимально оригинальное и глубоко философское – не утонуть бы.

Спектакль не томится в рамках текста чеховской пьесы. На сцену выносят и «трупик» подстреленной пташки, и вполне симпатичное чучело чайки, а сами герои периодически имитируют крики белопёрых водоплавающих, не забывая и руками-крыльями взмахнуть разок-другой. Ещё бы кто-нибудь чайку (тут уже иное словесное ударение) налил – для согрева мятущейся души… Да только на ум как персонажам, так и зрителям приходят куда более крепкие напитки, учитывая драматичность происходящего.
Чайки, как известно, обитают вблизи водоёмов. И без оного спектакль тоже не обошёлся. Правда, если лодок на сцене предостаточно, то изредка упоминаемое колдовское озеро, которое, по всей видимости, и превращает наведывающихся туда людей в эгоистов-неудачников, абсолютно никому не видно (задник сцены безлик, хотя его можно было бы использовать в качестве экрана с демонстрацией подходящего по смыслу видео). Не видно, но прекрасно слышно. Даже отчётливее, чем музыку Иоганна Штрауса.
Нескончаемые звуки приливов и отливов ассоциируются с судьбами персонажей. Шаткое, как лодка, счастье то приближается к ним, то вскоре куда-то исчезает, то снова подступает, а всё равно не ухватишься за него, сути уловить не успеешь, довольствуясь лишь зыбкой основой для небольшого рассказа, в котором либо ты сам, либо твой избранник – этакая временная игрушка для избалованного ребёнка, привыкшего к своему безапелляционному «хочу!». И порочная влюблённость почти всегда является следствием зависти и недальновидности, после чего только чайкой и кричать.
Интриги спектакль тоже не лишён. Кто с кем и как надолго – вопросы весьма банальные, пускай и с неочевидными ответами. А вот неоднократные закулисные выстрелы заставляют всерьёз беспокоиться за жизнь Константина Треплева, которого играет Никита Каратаев. Ему досталась, пожалуй, самая эмоциональная и вместе с тем кровавая роль в «Чайке». Особенно если сравнивать с Елизаветой Боярской, предстающей в образе его матери. Образе не менее драматическом, но исполненном на редкость спокойно и рассудительно.
Наиболее же правдоподобным выглядит персонаж Игоря Черневича. Речь о писателе Борисе Тригорине, не столько живущем для себя, сколько наблюдающем за чужими жизнями и воссоздающем на бумаге всё увиденное и услышанное. Моим коллегам по перу он точно будет интересен. А тем, кто убеждён в беспечности и праздности творческих будней, не помешает побывать на спектакле «Чайка» как минимум для того, чтобы взглянуть на изнанку упомянутой деятельности, нередко превращающей человеческое существование в ад на земле, откуда уже не вырваться, каким бы свободным писатель ни представлялся окружающим.

Степан РАТНИКОВ,
лауреат премии в области литературной и театральной критики «Я в мире боец» имени Виссариона Белинского за 2023 год.

Оцените статью
Комментировать