«Поклонница»: далеко не всё по Чехову

кино

Прокатная судьба у ленфильмовской картины, снятой Виталием Мельниковом в 2012 году, выдалась печальной. «Поклонницу» показывали лишь в парочке петербургских кинотеатров. И это при весьма представительном актёрском составе с участием Олега Табакова, Светланы Крючковой, Ивана Краско, Зои Буряк. Не говоря уже о живом общественном интересе к биографии Антона Чехова, частично обыгранной в фильме. Частично – потому что сценарий написан на основе мемуаров Лидии Авиловой. А за достоверность описанных там событий никто не готов поручиться. Домысел наверняка имеет место быть. Соответственно, воспринимать мелодраму как ценный исторический материал не следует. Она немного напоминает снятую на плёнку пьесу, в которой далеко не всё по Чехову, хоть и красиво.

Мысли о погружении в былую эпоху у меня возникали только в сценах, снятых в помещениях. А вот на улице, несмотря на многочисленные повозки, мелькающие старинные вывески и роскошные костюмы, – уже сомнительно. Но самый неубедительный момент – это кашель Чехова. Хотя сыгравший его Кирилл Пирогов (он полюбился мне с момента своего дебюта в фильме «Орёл и решка») очень похож на писателя внешне. Ещё и в образ вжился, представ истинным интеллигентом. Чего никак не скажешь о былых актёрских ролях Пирогова, нередко бандитских или просто эмоциональных.
«Поклонница» не содержит динамичных сцен. Напротив, пестрит деталями, излишне плавно переходит от одного эпизода к другому, местами убаюкивает и где-то даже утомляет. Вполне по Чехову. И сам сюжет столь же неспешен.
Антон Павлович и Лидия Алексеевна влюбляются друг в друга, но странною любовью. Почти духовной. Она больше на дружбу походит, причём творческую: когда мэтр делится опытом с симпатизирующим ему новичком. Оба, казалось бы, рады перейти на более высокую ступень отношений, но Авилова замужем и с детьми, а Чехов неизлечимо болен. Тот случай, когда время, место и обстоятельства не совпали, и остаётся лишь мучиться и сетовать на судьбу, обходясь сослагательным наклонением. Впрочем, зритель наверняка не испытает катарсиса, несмотря на подходящую для этого музыку Игоря Корнелюка. История в большей степени трогательная и душевная, нежели слезливая и жестокая.

Степан РАТНИКОВ.

Поделиться ссылкой:

Оцените статью
Добавить комментарий
Adblock
detector