«Фантазии Фарятьева» Олега Куликова

театр

«Комедианты» явно затянули спектакль по пьесе Аллы Соколовой, отчего он если и проигрывает, то исключительно в глазах неопытного зрителя, желающего получить всё (зачастую совсем не то, что в реальности даёт классический театр) и сразу. Затягивает с принятием важного решения и героиня постановки – Александра. Правда, в отличие от случайного человека в зале, она в итоге выигрывает. По крайней мере ей самой так кажется. Вот только что произошло бы на самом деле, не помани Александру пальчиком бывший возлюбленный, уже успевший разбить ей сердце и словно забывший об этом, неизвестно было, наверное, даже автору произведения.

Почти слепая беготня за призрачной мечтой так или иначе бьёт по чьим-то чувствам, далеко не всегда чистым. Страдает либо сам слепец, чей разум будто бы неподвластен хозяину, либо условный кукловод, не получающий желаемого от покорной марионетки. В спектакле же фокус направлен на перспективного дантиста Павла Фарятьева – в исполнении Ростислава Воробьёва, превосходно подошедшего именно на такую роль.

«Фантазии Фарятьева» Олега Куликова
Таисия Попенко (в центре) и её сценический племяш Ростислав Воробьёв

Павлушка, как его называет милосердная, а оттого чудаковатая тётушка (здесь – опять же! – к месту пришлась Таисия Попенко, в ряде других постановок перебарщивающая с эмоциональностью, но в лирической драме «Фантазии Фарятьева» словно живущая на сцене), не в силах пережить уход обожаемой им Шурочки (героини Екатерины Культиной) к другому. Из-за этого зубной врач, коего сравнивают с инопланетянином, окончательно лишается не только рассудка, заточенного под научные теории и философские рассуждения, но ещё и слуха, пропуская мимо ушей многочисленные признания в любви, расточаемые младшей сестрой Шуры – Любой. Играет её молодая, непосредственная и многогранно прекрасная Александра Немчинова. Лично я такую прелесть точно бы услышал. Но это, пожалуй, из-за моего нулевого космического стажа: всё на Земле да на Земле…
Почти за три часа зрители тоже успевают вдоволь пофантазировать. Помогают им и безмолвные сцены, и демонстрируемые на широком полотне ностальгические кадры, и та самая открытая концовка, от которой в душе всё сжимается, ибо нет никакой уверенности в том, что хоть кто-то из персонажей обретёт счастье или как минимум сохранит надежду на лучшее. Даже сварливая и расчётливая мамаша Шуры и Любы (Юлии Горшениной есть что играть, и зычный голос актрисы тут как нельзя кстати) ближе к финалу успевает проникнуться несвойственными ей чувствами к некогда чуждым людям. Заострив на этом внимание, подумываешь: больное сердечко оттаивающей эгоистки действительно может не выдержать.
Хороши в спектакле и костюмы, и реквизит: на них явно не сэкономили, но и на помпезность намёка нет. Зато пустые тарелки да кружки, из которых персонажи «едят» и «пьют», вызывают если не раздражение, то как минимум удивление. Причём для областного, но базирующегося в Санкт-Петербурге драмтеатра «Комедианты» такие вот «трапезы» почему-то в порядке вещей. А как верить во всё происходящее на сцене, если зрителя открыто обманывают в мелочах? Или каждый сидящий в зале непременно должен представлять себя Фарятьевым, философски расценивая еду как потенциальный вред для своих зубов?

Степан РАТНИКОВ,
лауреат премии в области литературной и театральной критики «Я в мире боец» имени Виссариона Белинского за 2023 год.

Оцените статью
Комментировать