«Компромисс» Глеба Володина

театр

Трёхчасовой спектакль Санкт-Петербургского драмтеатра «Комедианты» об одном из самых популярных русских прозаиков XX века во многом перекликается с сюжетом полнометражного фильма Алексея Германа-младшего «Довлатов» с Миланом Маричем в главной роли. В обоих произведениях искусства продемонстрирован, как сейчас модно выражаться, токсичный человек. Или душный. Сергей Довлатов не желает притворяться, мириться с чуждой ему идеологией и говорить то, что призвано порадовать окружающих, коим сладкое враньё в радость – в отличие от горькой правды. Однако ни с кем не общаться и сидеть без копейки в кармане неугодный многим творец не может. Потому и вынужден идти на компромисс, который не каждому зрителю будет понятен и приятен, зато уж точно – донельзя уморителен.

Пошленьких сцен в спектакле (его премьера состоялась ещё в конце 2013 года, тогда как упомянутого фильма – в 2018-м) не так уж и мало. Но они не примитивны и ничуть не мерзки, а искусны и по-хорошему, даже по-доброму смешны, что в принципе характерно для творчества Довлатова. А когда видишь на сцене сексапильную Елизавету Чернову, то в чём-либо обвинять Глеба Володина и его коллег язык не повернётся. Напротив, неиссякаемая благодарность за продемонстрированную красоту. Которую непоколебимый персонаж Евгения Баранова, впрочем, отвергает. Причём совсем не потому, что у него нет денег на эту фифу. Просто ему, по сути, не о чем с ней говорить. И не только с ней. Такова участь человека, чей мозг неизменно берёт верх над инстинктами.
Кстати, для заслуженного артиста России Евгения Баранова роль Довлатова – единственная в репертуаре «Комедиантов». Тогда как в разы чаще задействованный в постановках этого театра Антон Быстров-Мокрый только-только примерил на себя сценический образ главного редактора в «Компромиссе» и оказался шедеврален. Иного начальника для спивающегося журналиста «Советской Эстонии» образца семидесятых лично я себе уже и не представлю.
Если к актёрам не придерёшься, то обстановка на сцене почти не меняется и постепенно начинает угнетать (вот как тут не понять главного героя с его пагубным пристрастием). В интерьере – лишь парочка этажерок, несколько стульев и стоящие перпендикулярно друг другу столы с соответствующей для тех времён атрибутикой. Вокруг них все события и разворачиваются. Включая эпизоды рабочие, домашние, уличные, даже зимние.
Но что действительно бьёт по глазам, так это нелепая имитация сцен пития – из пустых-то стаканов. С другой стороны, «наливают» персонажи настолько часто, что с подобным количеством жидкости можно и не справиться, умчав в туалетную эмиграцию прямо в ходе спектакля. Оттого-то, видимо, и компромисс. Ещё один.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать