«Допрос»: последняя пьянка

кино

Кристина Янда, сыгравшая в криминальной драме Рышарда Бугайского главную героиню Тонию, удостоилась за эту роль серебряной премии Каннского кинофестиваля. Награде суждено было стать самой значимой в не слишком-то громкой карьере польской артистки, мало кому известной за пределами своей страны. Да и в «Допросе» она, на мой взгляд, не особо блистала, беря своё исключительно подходящим типажом. А сама кинокартина хороша в большей степени смысловой составляющей и работой художников-постановщиков.

Весьма показательно начало, служащее кратким прологом: Тония довыпендривалась и – чуть позже – допилась, за что и получила «награду», пускай и не совсем достойную, так сказать, с чрезмерным перебором. В дальнейшем почти всё действие фильма развивается в тюряге. И если разного рода политические подоплёки вынуждают о многом задуматься, а заодно вспомнить мировую историю, то от сцен, в которых человека нещадно ломают, становится страшновато. И противно, учитывая повсеместную грязь и нескончаемые унижения. Безнадёга абсолютная. Даже при посредственной – эпизодами – актёрской игре.
Концовка «Допроса» (1982 г.) всё-таки дарит лёгкую надежду. Но не стойкой заключённой, уже давно отказавшейся от мысли понять, в чём её обвиняют. Надежда эта подарена зрителю, который может осознать, что исключения из правил всё-таки бывают, и даже в гадюшнике может найтись место безобидному ужу, борющемуся если не с системой, то хотя бы с самим собой, дабы не стать таким же, как оскотинившееся большинство.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать