«Гарем Степана Гуслякова»: всё для детей

кино

Ничем особо не выделяющаяся советская кинолента, если говорить о работе операторов, художников-постановщиков, осветителей. Недостаток динамики, минимализм в деталях, мрачноватые кадры. Зато приглянулась непосредственная, трогательная игра актёров и их живые эмоции без всяких фальшивых ноток.

Алишер Хамдамов, для которого «Гарем Степана Гуслякова» стал вторым полнометражным фильмом в режиссёрской карьере, снял лирический деревенский роман, где все события развиваются вокруг многодетного отца, не по собственной воле запутавшегося в отношениях и потому вряд ли заслуживающего каких-либо осуждений. Жену он любит всем сердцем, да только врачи ставят крест на его Клавдюшке, уверяя, что та отжила своё и уже не оклемается. А с тремя дошколятами разве один управишься, когда и за домом следить надо, и деньги зарабатывать? Тут как нельзя кстати дочка соседская помочь соглашается, на что у Гуслякова никаких грязных мыслишек не возникает. Да только кто ж знал, что добродушная, но легкомысленная девчушка давно на работящего мужика заглядывалась, мечтая, чтобы он её на руках носил?

Маленьким детям без матери нельзя. Вот так Маришка в соседском доме и осталась. Тогда как его настоящая хозяйка умудрилась обмануть болезнь и выписалась из больницы раньше срока. Здесь-то и начинается самое интересное. Степану (сыграл его Владимир Литвинов) долго предстоит объяснять Клавдии, что та, несмотря на обстоятельства, отнюдь не лишняя в родных стенах; детям же – что именно она их мать, а совсем не Марина, накрепко привязавшаяся к крохам. А главное – разрываться между двумя женщинами, обрекая себя на множество косых взглядов со стороны окружающих, но продолжая стоически нести свой крест.

Отмечу, что после «Гарема Степана Гуслякова» узбекский режиссёр подарил миру ещё один, уже последний для себя фильм – «Отзвук». Малобюджетный и вообще снятый на цифровой фотоаппарат. Не менее тяжёлый по сюжету, рассказывающий о том, как душевно одинокая девушка безответно любит своего мужа-лодыря (вернее даже сказать, цепляется за него как за спасательный круг весьма сомнительного качества), а тот ещё и шашни крутит с её сестрой и племянницей; и чтобы всё это прекратить, меланхоличка решает отправить в мир иной всех, кто ей дорог, не устраивая никаких истерик и не вынашивая планов мести.

Пауза между двумя этими картинами, сюжетно кое в чём схожими, составила четверть века – с 1989-го по 2015-й. А в год премьеры «Отзвука» 73-летний Хамдамов (в реальности 74-летний, если брать в расчёт давнишнюю ошибку паспортистки) – не очень плодовитый, довольно неоднозначный, но, безусловно, талантливый творец – и сам, по стечению обстоятельств, ушёл из жизни, так и не успев воплотить в явь несколько режиссёрских задумок.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать