Уже забыл, когда в последний раз смотрел полнометражный фильм, снятый по мотивам известной сказки. Но работа в сфере дополнительного образования подтолкнула к тому, чтобы привести юных учащихся в кинотеатр на премьеру фэнтезийной картины Александра Войтинского «Огниво», чьи кадры рождались в том числе и в Новгородской области. Что-то из увиденного на экране показалось сыроватым и даже примитивным, учитывая давно поставленный на поток съёмочный процесс, а что-то, к моему вящему удивлению, ослепительным.
Видимо, тот самый яркий свет, исходящий от актёрского дуэта Роман Евдокимов – Антонина Бойко, как раз и является причиной едва заметного увлажнения зрительских глаз ближе к концовке фильма. Это неизбежный расклад для тех, кто способен видеть хотя бы душой. Остальным же, включая персонажей, лишь предстоит прозреть. Причём царской дочери Даше – в прямом смысле слова. Чистейшей воды волшебство? Именно! Хотя… Пардон! Не воды, а огня.
Несмотря на всю наивность сюжета (его кардинальная трансформация вряд ли расстроила бы Ханса Кристиана Андерсена), «Огниво» смотрится с удовольствием благодаря умело созданной исторической обстановке, дающей минимум поводов для критики. Дополнительно украсили фильм атмосферные сцены с людьми-карликами, в чьих сплочённых рядах замечены уже давно примелькавшиеся таланты. Так и хотелось спросить у них: «Ребята, вы принимаете в свои ряды? Готов вступить! Только ноги не обрезайте».
На фоне непринуждённой игры Романа Евдокимова, превращающегося из отъявленного лгуна и мота в самоотверженного героя, «вечный мерзавец» Виталий Хаев в роли беспринципного Лиходея весьма привычно, причём без малейшей натуги, хорош. Его немудрено возненавидеть, если вовремя не вспомнить, что это актёр. Характерный, типажный. А потому в чём-то предсказуемый. Но безусловно необходимый.
Разочаровала только лупоглазая скелетоподобная коняга. Слишком невзрачная. Явно неуместная. И живой не являющаяся, и до троянского собрата не дотягивающая. Разве что комедийного эффекта добавляющая. Однако ржать не приходится. Юмор в «Огниве» куда более тонкий и жизненный. А верховодят – чувства, на которых всё и построено.
Степан РАТНИКОВ.