В одно время, уже достаточно давно, родной брат рассказывал мне о дичайших автомобильных пробках на въезде в Москву из Химок. То упоминание о подмосковном городе, соседствующем с аэропортом Шереметьево, надолго и глубоко засело в моей памяти. А всплыло только в начале января 2022-го, когда мы с лучшим другом устроили многодневную поездку по Новгородской, Тверской, Московской и Ярославской областям: вереница машин на Ленинградском шоссе в Химках поражала и раздражала своими масштабами, и по мере нашего приближения к МКАД поток двигался всё медленнее. Изучить город досконально, не через окно автомобиля, мне довелось уже спустя пять месяцев – благодаря поездке на всероссийское совещание молодых литераторов. Неспешно бродя по улочкам Химок, я успел приметить несколько удивительных местечек, приятных глазу и сердцу, а заодно приобрёл в Богоявленском храме новый крестик – взамен крестильного, уже стёршегося до состояния бритвы. И даже на упомянутом шоссе, как ни странно, никаких заторов не обнаружил.
Глядя на карту, сложно назвать Химки каким-то единым организмом. Там тоже, как и в подмосковной Балашихе, существует центр и хаотично разбросанные далеко по сторонам придатки. И как раз один из таких «островков» покоряет удивительным сочетанием природной и архитектурной лепоты. Он уместился в условном треугольнике между давшей название городу рекой Химкой, Московской кольцевой автодорогой и Долгопрудным. Имя тому сказочному микрорайону – Левобережный. От его обособленной железнодорожной платформы, мимо которой с завидной регулярностью пролетают «Сапсаны» и «Ласточки», курсируют прямые маршрутки до столичной станции метро Ховрино. Причём на дорогу между конечными автобусными остановками уходит чуть больше десяти минут.
Удивляет и отсутствие суеты на улочках Левобережного. А ведь именно там, в живописном студгородке, находится Московский государственный институт культуры, где преподают такие глыбы отрасли как Ангелина Вовк, Лариса Долина, Никита Высоцкий и другие. Соответственно, и паломничество студентов, стремящихся учиться у самых лучших, удивлять не должно. Просто сами студенты, как и подобает статусу вуза, культурные. И слышно их разве что в стенах МГИК, где танцы, песни, декламации и поиски творческой музы не прекращаются ни на день.
В архитектурном смысле упомянутый микрорайон обращает на себя внимание прежде всего жилыми комплексами «Звезда России» и «Левобережная дубрава». Первый состоит из трёх, что удивительно, нетривиальных 25-этажных свечек и почти примыкает к студгородку. Второй – тоже из трёх, но уже 17-этажных домов в духе современного конструктивизма, возведённых на улице Чайковского прямо посреди леса, с видом на Химку и железнодорожный мост. В считанных шагах находится Церковь Новомучеников и исповедников Российских, откуда идёт спуск к реке и пляжу. Это, пожалуй, самое потрясающее место в подмосковном городе, утыканном всевозможными высотками, коих больше всего в Новых Химках, на что и намекает название микрорайона.
В Старых Химках благостно по-своему, по-советски. Так, оказываясь в парке Юбилейном, что между улицами Чапаева и Калинина, с типовыми для тех лет домишками, ненадолго переносишься в былые времена. Способствуют этому и здание администрации городского округа, и фонтаны, и различные памятники, включая скульптурную композицию, посвящённую 60-летию ВЛКСМ. А вот театр «Наш дом», стадион «Арена Химки» и спорткомплекс «Баскетбольный центр Химки», уместившиеся на небольшом пространстве между рекой и упомянутым парком, – архитектура уже нового поколения, а заодно роскошный подарок горожанам, не представляющим себе жизни без крупномасштабных зрелищ.
Из мест отдыха запоминается ещё и сквер имени Марии Рубцовой, примыкающий к Ленинградскому шоссе. Там много различной военной техники, детских площадок и сухой фонтан с каскадом струй. Впрочем, если сегодня химчане вряд ли ломают голову над тем, где им прогуляться или скоротать часок-другой, то взгляд в недалёкое будущее не столь оптимистичен. Соседство со Златоглавой даёт о себе знать. Замкадье ежегодно обрастает новыми торговыми комплексами и жилыми постройками для понаехавших, ввиду чего сохранять зелёные зоны и исторические памятники становится всё сложнее.
Степан РАТНИКОВ.
Поддержать автора можно здесь.