Подводные камни на пути к успеху

личное

Всё больше убеждаюсь в том, что победы моих учеников в разы приятнее побед собственных. А когда побеждает самый трудолюбивый и дисциплинированный из детей – тот, на кого в связи с этим возлагаешь особые надежды, – тогда вообще таешь, словно Снегурочка на солнце. Поездка в Красноярск на финал Краевого юниорского водного конкурса, куда пробилась дивногорский юнкор Яна Макарова, подарила мне приятные воспоминания на долгие месяцы вперёд. Хотя понервничать, сразу скажу, пришлось нам обоим.

Яна – единственная, кто откликнулся на моё предложение поучаствовать в конкурсе (в номинации «Начинающие журналисты пишут о воде»), проводимом Красноярским краевым центром «Юннаты». Из предложенных форматов выбрала аналитический опрос на тему «Экономите ли вы воду». Откладывать дело в долгий ящик не стала и на ближайшем же занятии пошла в народ, насобирала комментариев и взялась за подготовку материала. С первого же раза сделать всё как надо не получилось. Но Яна, к счастью, не из тех, кто сдаётся, если что-то идёт не так. Она прислушивается к советам и даже к критике. И, что самое важное, усваивает услышанное, в дальнейшем почти не допуская былых ошибок. Для шестиклассницы – почти невероятные способности. Хотя и другие дети, уверен, могли бы идти с ней вровень, будь для этого только желание и характер. Увы, ни желания, ни тем паче характера у многих нет. Писать что-либо школьникам лень, а если и написали, то какая может быть критика, ведь их тексты идеальны! А если без сарказма, то большинство тех, кто записывается в ряды юнкоров, даже занятия более-менее стабильно посещать не хотят. Или не могут – потому что пытаются объять необъятное, ходя сразу в несколько кружков, секций, объединений, вместо того чтобы сконцентрироваться на одном-двух направлениях.
Но – обратно к водному конкурсу. На очном этапе финалистам дали задание: подготовить репортаж о мероприятии, на котором они присутствуют. И пока участники его выполняли, я сидел неподалёку от жюри и вникал в суть обсуждения ранее присланных на конкурс работ. Судя по разговорам, тройку призёров определили заранее, дескать, таким-то обязательно надо отдать призовые места. Причём в фаворе значились участницы, чьи работы были написаны в литературном стиле – субъективном (казалось бы, при чём тут журналистика с её объективностью?). А когда опрос Яны несколько раз назвали не иначе как интервью, я совсем расклеился: удачи нам не видать. И хотя входивший в состав жюри сотрудник интернет-газеты «Newslab» был со мной на одной волне (он даже на подведении итогов, давая начинающим журналистам советы, подчеркнул важность разделения литературы и журналистики), его мнение, как показалось мне, в расчёт брать не собирались.
Сейчас, уже по завершении конкурса, я надеюсь, что именно опыт и знания этого человека (а также, разумеется, старания самой Яны Макаровой) привели к перестановкам в призовой тройке. Изначальные фавориты никак себя не проявили на защите работ, а их репортажи о мероприятии лишь отдалённо смахивали на спешно накропанные пресс-релизы. Яна же держалась уверенно и оказалась единственной, чей материал был снабжён комментариями (общению с респондентами мы на занятиях уделяем особое внимание). Скорее всего, это и сказалось на итогах конкурса. Диплом третьей степени стал для нас с Яной приятной неожиданностью. Причём второе место занял парень, который тоже поначалу в числе фаворитов не значился. Выходит, всё-таки не для галочки участники делали практическое задание непосредственно на финальном этапе. Вера в объективность разного рода конкурсов продолжает жить.

Уже больше суток прошло с момента завершения конкурса. А я по-прежнему доволен так, словно сам какой-то крутой всероссийский конкурс выиграл. Видеть радостные лица детей, в которых вкладываешь свой опыт и знания и в итоге получаешь солидную отдачу, – непередаваемые чувства. Поэтому спасибо Яне за то, что она убеждает меня в необходимости и важности того, чем я занимаюсь после возвращения из Санкт-Петербурга на родину. Ведь прошлый учебный год был откровенно «тухловатым» и едва не вынудил меня оставить педагогическую деятельность, едва взявшись за неё.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать