Последние из могикан

личное

В конце марта в нескольких городах страны традиционно огласили итоги творческих конкурсов – литературных и журналистских, в которых уже не первый год кряду участвуют мои ученики. И наша общая копилка достижений пополнилась ещё пятью призовыми местами, причём исключительно первыми и третьими. Но если кому-то из юных победителей явно не привыкать собирать дипломы, то другие, можно сказать, выстрелили внезапно, не на шутку удивив и самих себя тоже.

Третья декада марта началась с объявления результатов первого по счёту всероссийского детского литературного конкурса «Алый парус вдохновения», который прошёл в Челябинске. Третье место среди прозаиков, обучающихся в 6-8 классах, заняла Яна Макарова – с парочкой действительно сильных рассказов на взрослые темы (рекомендованные мною, но всё же): там и бытовуха, и разводы, и недолюбленные дети… О подобных вещах пишут в основном те, кому уже за двадцать. Но Яна давно доказала, что опережает в развитии многих своих сверстников. Для неё этот призовой диплом уже тринадцатый по счёту в текущем учебном году. Лишь бы только не бросила всё начатое, а то ведь и возраст такой – опасный, и подготовка к ОГЭ скоро начнётся…
Спустя неделю стали известны итоги всероссийского конкурса короткого рассказа «Сестра таланта», проходящего в Самаре, и международного литературного конкурса «Мгинские мосты». В первом из них моим ученикам не досталось ничегошеньки, причём уже третий год подряд. Это единственный конкурс, в котором мы так долго участвовали, но разжиться хотя бы одной наградой не смогли. Видимо, не наша тема.
А вот в «Мгинских мостах», где конкуренция, впрочем, поменьше, первое и третье места в юношеской категории среди прозаиков заняли соответственно Дарья Послед и Серафим Семёнов, которые учатся в одном классе и за время посещения моих занятий написали по десятку произведений. Даша никогда прежде не занимала призовых мест в литературных конкурсах (в отличие от актёрских и сценарных), хотя была этого достойна. И вот – свершилось! Серафим же, годом ранее получивший диплом в другом престижном всероссийском испытании, теперь и подавно заслужил награду, ибо во время недавнего дистанционного образовательного процесса (в конце 2020-го) писал чаще всех, постоянно что-то придумывая и приятно меня удивляя. Я ждал и надеялся, что парень со сложным характером, но живой фантазией будет вознаграждён за своё усердие. Так и вышло.
День спустя, 28 марта, стали известны списки победителей международного конкурса детских и молодёжных СМИ «ЮнГа+», проводимого журфаком Челябинского госуниверситета. За два предыдущих года моим ученикам посчастливилось занять там пять призовых мест, четыре из которых пришлись на долю Яны Макаровой. На сей же раз ей, увы, не повезло, несмотря на восемь заявок в разные номинации. Причём двум работам Яны не хватило совсем немного баллов, чтобы оказаться в числе лучших. В двух шагах от пьедестала остановилась и Дарья Рубанова. Хорошие комментарии от экспертов получила Виктория Щебланина, впервые участвовавшая в подобном конкурсе. Другие же дивногорские юнкоры финишировали гораздо ниже.
Исключением стал четвероклассник Лев Русаленко. В нынешнем и минувшем учебных годах он начинал ходить ко мне на журналистику, твердя, что мечтает быть корреспондентом «Пионерской правды», а в будущем хочет работать в этой сфере. Но неизменно прекращал посещать объединение в середине ноября – не хватало парню выдержки, характера. Тем не менее, Лев успел написать три эссе, которые мне удалось пристроить в «Пионерку». В дальнейшем две публикации были отправлены мною на рассмотрение жюри конкурса «ЮнГа+». И оба текста заняли призовые места – первое и третье – в номинациях «Коронавирус в нашей жизни» и «Документально-художественный жанр: «Искусная мысль» (среди учеников начальных классов). Стопроцентный результат! Для паренька, уже забросившего журналистику, толком не успев с ней познакомиться, – даже слишком шикарно.
А теперь – о грустном. Не исключено, что это последние творческие успехи моих учеников, о которых я узнал, находясь в Дивногорске. Ещё с десяток конкурсов, куда я также отправлял заявки на ребят, завершится только в мае-июне. А в это время меня на родине может уже не быть. Процесс продажи жилья запущен, есть потенциальные желающие приобрести мою квартиру с видом на Енисей. И как только сделка состоится, я в очередной раз переберусь в другой регион.
В Дивногорске найти себе должное применение и быть полезным не получилось. Город и его жители уже дали понять, что моё присутствие здесь абсолютно ничего не значит, а многим и вовсе мешает. Поэтому личная образовательная эпопея на родной земле подходит к концу. Искренне радуюсь за победителей конкурсов, равно как и за тех, кто с удовольствием творил, созидал, но дипломами не оброс. Радуются ли они сами (если да, то чему именно: своему творческому развитию или же моему предстоящему уходу) – могу лишь догадываться. Славные времена потихоньку заканчиваются. Скоро будет поставлена жирная точка. К сожалению. Но – неизбежно. И это не моя личная прихоть, а вынужденная мера: если твоё окружение не желает развиваться, тогда развивайся сам. Для этого-то и необходим переезд: новые впечатления, новые возможности, а может, и новые ученики, которые ждут именно тебя, твоего опыта, советов и поддержки.
Правда, утверждать, что останусь в сфере образования, не готов. Зато с творчеством не завяжу точно. А оно требует постоянной подпитки в виде вдохновения, свежих эмоций. Родина всего этого уже не дарит. Напротив, удручает, вынуждает опустить руки и (особенно в последние месяцы) яростно гонит прочь. Никаких планов на меня здесь ни у кого не было и нет. Поэтому оставаться в Дивногорске и дальше, будем откровенны, нет никакого смысла. А бессмысленное существование и прожигание времени (когда тебя всё не устраивает, но ты бесцельно сидишь на месте и ничего не предпринимаешь, проживая день сурка) – не мой подход.

На фото (слева направо): Виктория Щебланина, Лев Русаленко и Яна Макарова.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать