«Обломов» Леонида Алимова

театр

Спать или не спать – вот в чём вопрос. Пока сладенько посапываешь, жизнь пролетает быстрее и не утомляет, не пугает лютым многообразием испытаний, которые остаются в стороне, не смея тревожить спящего. А потому тот, кто постоянно в делах, воистину несчастен. Так считает Илья Ильич Обломов – главный герой и одновременно антигерой бессмертного романа Ивана Гончарова. Однако и спать, как ни крути, где-нибудь надо. Не говоря уже о еде да тряпье. А откуда на всё это возьмутся средства, ежели от любых невзгод прятаться под нестираным и прохудившимся одеялом?

В этом смысле колоссальное значение имеет образ Илюшиной матери – женщины, всегда и вопреки всему сдувавшей пылинки со своего любимого сыночка. Привыкнув к постоянной заботе, ласке и защите извне, Илья сформировался как личность добросердечная и искренняя, но абсолютно беспомощная и не готовая к любым жизненным вызовам, стучащимся в дверь, открывать которую, а уж тем более выходить за неё, помилуйте, страшнее страшного.
Благодаря впечатляющей игре Егора Бакулина становится в разы легче прочувствовать атмосферу безнадёжности, которая охватывает человека, отдающего себя в лапы коварной лени, но при этом понимающего всю катастрофичность избранного пути. Ничто не сильно так, как наши привычки. Потому-то Обломов, влюблённый в Ольгу всем своим сердцем, не спящим – в отличие от хозяина, выбирает-таки Агафью, ведь у неё всегда всё приготовлено, зашито, выглажено, убрано. Ешь да спи, как говорится, а об остальном позаботится женщина. Что же касается грубого голоса этой неуёмной труженицы (несравненная актёрская работа Елизаветы Ниловой), то от него всегда можно спрятаться… в постели, уткнувшись в подушку.
Параллель можно провести между Обломовым и его слугой. Захар тоже давным-давно смирился со своей участью и не отваживается ничего менять. Кто-то скажет, дескать, а куда ещё податься немощному старику, коего убедительно изображает заслуженный артист России Анатолий Горин, периодически вызывающий у зрителей смех сквозь слёзы? Но не всегда ж Захар был таким жалким и бесхребетным. И разве не влияние хозяина, давно пребывающего в режиме блёклого и наискучнейшего дня сурка, оказалось настолько заразным?
Совершенно иной человек – Андрей Штольц в исполнении Родиона Приходько. Это по-хорошему прагматичный человек, не идущий по головам и не ставящий личные интересы выше потенциального счастья друга, но и совсем уж без толку время не теряющий. Такие чужого не возьмут, но и своё не упустят. При этом всё всегда выходит по чести и совести. Тогда как у Обломова совести, пожалуй, даже больше, чем у Штольца, а вот честь давно и безвозвратно впала в спячку.
Добавлю, что в постановке Леонида Алимова мне несказанно приглянулась игра заслуженного артиста страны Евгения Иванова, представшего в коротенькой, но блистательной роли Тарантьева. И, конечно же, невозможно не оценить потрясающие костюмы и сценографию, за которые отвечает заслуженный художник РФ Владимир Фирер, а также завораживающие световые эффекты, к коим приложил руку Денис Солнцев. Спектакль «Обломов» смело можно рекомендовать всем и каждому – без оглядки на пол, возраст и социальное положение.
Санкт-Петербургский академический драмтеатр имени Комиссаржевской подтвердил статус моего, пожалуй, любимейшего театра. Одного из самых-самых – это как минимум. Неспроста же я упомянул его в своём рассказе «Дама на задворках театра», который стал частью шестой по счёту авторской книги «Петербург богемный», изданной в 2018 году.

Степан РАТНИКОВ.

Как сильно вы любите спать?
Сон – это всего лишь средство для поддержания себя в здоровом состоянии, чтобы хватало сил жить на всю катушку, успевать всё и везде
20%
Не люблю спать – потом безвольным овощем себя чувствуешь
0%
Мне бы хотелось спать да спать, но из-за работы некогда
80%
Всегда много сплю, а работа придумана для тех, кому лень спать
0%
Какая ещё такая спать?
0%
Проголосовало: 5

Оцените статью
Комментировать