«Четвёртый мужчина»: от чёрной вдовы к Марии

кино

Один из многочисленных фильмов Пола Верховена, где сюжет закручен вокруг роковой блондинки – так же, как, например, в «Шоугёлз» или «Китти-вертихвостка». Однако «Четвёртый мужчина», в отличие от упомянутых картин, преисполнен мистики, и сходу не поймёшь, где так называемая правда, а где лишь видения вечно пьяного писателя. Весь фильм, премьера которого состоялась в 1983-м, от начала и до конца – сплошь затянувшаяся цепочка совпадений и знаков.

Как самка чёрной вдовы, появляющаяся на экране ещё при вступительных титрах, плетёт свои сети и пожирает самца, так и владеющая салоном красоты «Сфинкс» (светящаяся вывеска «Sphinx» читается в темноте как «Spin» (паук) из-за нескольких перегоревших лампочек) Кристина несёт смерть – случайно или намеренно? – каждому, с кем строит отношения, только и успевая пополнять личный склеп урнами с прахом уже бывших возлюбленных.
Никогда не купавшийся в деньгах писатель-католик Герард Реве (полный тёзка автора сценария и, не исключено, его же прототип) попадает в ловушку по собственной вине. Мало того, что на почве хронического алкоголизма реальная жизнь чудится ему неким подобием его же собственных произведений, так он ещё и натуралом себя решил возомнить, сравнив Кристину с красивым мальчиком и переспав с ней, вероятно, соблазнившись её нешуточным материальным состоянием. И это при том, что до творческого визита в другой город писатель-гомосексуалист всеми мыслями был с Германом – случайно попавшимся ему на глаза пареньком, который, опять же по удивительному стечению обстоятельств, оказывается очередным избранником блондинки, помешанной на видеосъёмке и на отчаянных поисках мужчины, способного прожить с ней до старости. Герард, кое-как пытаясь совладать с поехавшей крышей, отнюдь не желает навечно прописаться в тайном склепе, заодно предостерегая и легкомысленного Германа. Однако случай явно клинический, и вся надежда разве что на Святую Марию. Если ты, конечно, верующий.
Не сказать, что фильм снят качественно, да и актёрская игра во многих случаях не впечатляет. Но сюжет просто блестящий, благодаря чему «Четвёртый мужчина» полностью завладевает зрительским вниманием, предельно настораживая и местами даже слегка пугая. А главное – вопросы, возникающие во время просмотра, так и остаются окутанными загадочной пеленой, вынуждая трактовать всё увиденное исключительно по-своему.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать