«Дополнительный урок»: а был ли ствол?

кино

Режиссёр Анна Курбатова отважилась показать то, за что прежде не брались другие российские киношники. Новости о стрельбе в школах, к сожалению, даже к ужасу, всё чаще на слуху. Однако почему столь вопиющие выходки вообще случаются и кто в них виновен – внятно ответить способны лишь единицы. Психологический триллер «Дополнительный урок», премьера которого состоялась в конце октября 2022-го, многое разложил по полочкам. В фильме поднимается тема подростковых конфликтов. Показана не только травля среди сверстников, но и последствия неразделённой любви, ревности и даже эгоизма, возникающего на почве воспитания по принципу вседозволенности. А когда молодой человек, чувствующий себя изгоем, не находит поддержки со стороны, то от безвыходности думает лишь о прекращении своих страданий – либо путём суицида, либо путём отмщения. Причём второе зачастую выбирают те, кому по случайности, нелепости или упомянутой вседозволенности доступно оружие.

В картине Анны Курбатовой есть и более тонкие моменты, скрывающиеся в деталях и репликах, осмыслив которые, тоже можно получить ответы на целый ряд наболевших вопросов. Обращают на себя внимание облезлые стены образовательного учреждения – как символ того, что в сфере далеко не всё гладко. Ещё и слова одного из преподавателей: «Моё дело – учить детей, а не лезть в их семьи». Это тот самый принцип «моя хата с краю», который по-прежнему никуда не делся и позволяет нечистым на руку людишкам сворачивать горы при полнейшем попустительстве окружающих. Досталось в фильме и правоохранительным органам, которые жаждут всё поскорее замять, дабы на полицию не легла тень, ведь патрульная застрелила студента, а это чревато скандалами как в СМИ, так и в родительском сообществе.
В сложившихся обстоятельствах главным действующим лицом становится адвокат Илья Нестеров. Он единственный, кто решает разобраться в весьма неоднозначной истории с пропавшим стволом, который якобы притащил с собой на учёбу парень, впоследствии убитый подозреваемой Верой Седовой. И никаких шкурных интересов у Нестерова нет. Просто характер у него такой – ершистый, цепкий. Опять же – воспитание, скорее всего, сказалось. А по ходу «пьесы» подзащитная ещё и как женщина оказывается небезразличной ему, холостяку, над коим подтрунивает даже его взрослый сын.
«Дополнительный урок» следует посмотреть ещё и ради безукоризненной актёрской игры Кирилла Кяро и Юлии Александровой, чья героиня так правдоподобно мучается от мигрени, что зрителя самого может скрутить не на шутку. Открытием лично для меня стал Матвей Астраханцев в роли Игоря. Он настолько убедительно сыграл избалованного и, как следствие, оскотинившегося сынка богатых родителей, что страшновато было даже посметь ассоциировать молодого актёра с его персонажем, вызывающим исключительно ненависть, презрение и отвращение. Впрочем, в студенческих рядах были и те, кто откровенно разочаровал своими фальшивыми эмоциями. Но это лишь едва заметные капелюшечки в эффектно выглядящем и местами бушующем море.
Добавлю ещё, что съёмки фильма проходили по большей части в Кронштадте. И в некоторых сценах трудно не узнать этот своеобразный городок. Кроме того, снять на острове подобный фильм про, скажем так, отщепенцев – тоже в некоторой степени символично. И мне было приятно оказаться частью столь значимого кинопроекта, засветившись в крошечном эпизоде в одном кадре с Кириллом Кяро.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать