«Слон»: отомстить «играючи»

кино

На что способен ребёнок, заигравшийся до крайней степени отчуждения – от сверстников и окружающего мира вообще? Эти способности могут легко в нём проявиться в случае большой обиды. Но виновникам уже не дано будет проникнуться всей масштабностью плана мести и его чудовищным воплощением. Чего не скажешь о зрителях, сидящих перед телеэкранами и вряд ли ожидающих столь жестокого финала, в реалистичность которого с трудом верится.

На Каннском кинофестивале-2003 криминальная драма «Слон» не только получила Золотую пальмовую ветвь, но и принесла Гасу Ван Сенту награду лучшему режиссёру. И это при том, что в картине снимались непрофессиональные актёры. Фильм стал для американца с голландскими корнями самым сильным с точки зрения учредителей кинопремий, если рассматривать десятилетний отрезок между премьерными показами «Умницы Уилла Хантинга» и «Харви Милка», за которых Гаса номинировали на «Оскар».
«Слон» превосходен композиционно. Сразу несколько сюжетных линий, постепенно переплетаясь, в итоге сходятся в одну – кровавую и бессмысленную. При этом всё настолько непредсказуемо, что потенциальный герой гораздо быстрее отойдёт в мир иной, нежели успеет произнести хотя бы слово в защиту пушечного мяса, а вооружённый до зубов подросток будет завален не одной из жертв и даже не полицией, а своим же напарником, возомнившим себя Слоном среди Мосек.
Фильм даёт чёткие ответы на вопросы о доступности оружия в США, о многих пробелах в образовании и воспитании детей (достаточно вспомнить «Деток», которых Гас Ван Сент продюсировал в середине 1990-х), о равнодушии подростков к попавшим в беду сверстникам. Так что если ваши яйца достаточно крепки, то обязательно посмотрите эту правдивую, а потому немного уродливую картину с гротескной концовкой. Но будьте готовы к огромному количеству излишне растянутых сцен, которые весьма характерны для творчества американского режиссёра.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать