Смотреть и пересматривать музыкальную мелодраму Джона Бэдэма, который по жизни специализировался на сериалах и далеко не сразу был назначен режиссёром «Лихорадки субботнего вечера», можно не только ради молодого Джона Траволты. Экстравагантные образы ещё малоизвестного на тот момент актёра и его отжиги на танцполе, выглядящие забавно для дней сегодняшних, приковывают внимание и вызывают ностальгию по временам зарождения диско. В частности, неоднократно мелькают движения, в некоем роде – именно с натяжкой – предвосхитившие появление лунной походки Майкла Джексона и массовое распространение брейк-данса.
Двухчасовой фильм прекрасен ещё и благодаря нетленным, написанным специально для него, хитам британо-австралийского братского трио Bee Gees. С первых же секунд на экране появляется главный герой, игриво вышагивающий под «Stayin’ Alive» и одной лишь походкой – не говоря о костюме – выделяющийся на фоне унылых обитателей бруклинских улиц. А разнообразные, причём не только дискотечные, танцы в исполнении десятков персонажей и их чувственные переглядки под «You Should Be Dancing», «Night Fever», «More Than a Woman», «How Deep Is Your Love» и другие шедевры – всё равно что бальзам на душу чуткому зрителю.
Сама история вполне типична для забугорных семидесятых. Люди безвылазно торчат на никчёмной, а то и позорной работёнке, чтобы хоть как-то свести концы с концами, однако неуверенность в завтрашнем дне беспрерывно душит, а в семьях один конфликт сменяется другим. Отдушиной же в таком круговороте испытаний могут стать, как вариант, танцы по вечерам в субботу (хотя многим достаточно бокальчика вина для разгона и палочки чая для финиша). Для Тони Манеро, персонажа Траволты, это возможность оставить на импровизированной сцене питейного заведения весь скопившийся негатив. Заодно себя показать, новым образом щегольнув, да на других посмотреть, дабы, чем чёрт не шутит, встретить наконец любимую и единственную.
Такая, ясное дело, находится. И двигается она, что ещё более ясно, лучше всех на танцплощадке. Но будет ли она заниматься этим (танцами, не подумайте!) с Манеро – вопрос если не на миллион, то как минимум на час просмотра. Удивительно, что 20-летнюю Стефани сыграла… 32-летняя Карен Линн Горни. Это из той самой оперы, когда дама молодому человеку, прямо скажем, не совсем пара (не в танцах, не подумайте!). А вот героиня Донны Пескоу – как раз наоборот. Правда, лишь по возрасту (они с Траволтой, кстати, одногодки). Тогда как танцы с такой зазнобой, включая «танцы» бытовые и семейные, могут быть исключительно грязными.
Годом позже, в 1978-м, мир увидел очередной мюзикл с Траволтой – теперь ещё и поющим. Снятый Рэндалом Клайзером «Бриолин» собрал в американском прокате вдвое больше средств, чем «Лихорадка субботнего вечера», но всё-таки не шёл ни в какое сравнение с фильмом Джона Бэдэма, если говорить о музыкальной и танцевальной составляющих (в отличие от вокальной и любовной). Наконец, музыкальная мелодрама «Остаться в живых», впервые продемонстрированная в кинотеатрах в 1983 году и преподнесённая как сиквел картины образца 1977-го, неожиданно провалилась по всем фронтам, несмотря на то что в главной роли по-прежнему был Джон Траволта, а съёмочным процессом рулил Сильвестр Сталлоне, ранее успевший снять две части культовой драмы «Рокки».
Степан РАТНИКОВ.